Руми сполна использует ту богатую символику, которой насыщена кораническая история взаимоотношений между Адамом и дьяволом, или, как его именуют в исламе, "Иблисом". Зная ее, гораздо легче понять рассуждения Руми о духовной эволюции человека и препятствиях, которые ему приходится преодолевать на этом пути. Точно так же его учение об изначальном и конечном состоянии человека покоится на твердом основании коранического тезиса о научении Адама "всем именам". Вот как Бог обращается к человечеству со страниц Корана: "Мы сотворили вас и дали вам определенный образ. В то время Мы сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И они поклонились, кроме Иблиса: он не был в числе поклонившихся. "Что тебе воспретило поклониться, когда Я повелел тебе?" Он ответил: "Я лучше его; меня Ты сотворил из огня, а его сотворил из глины"" (К, 7:11-12).
В Адаме, бесподобном и уникальном, око Иблиса узрело один прах (М, 3, 2759).
Ангелы поклонились ему, а тому, кто видел только явленность, Адам сказал; "Простец! Неужто и впрямь я - лишь это крохотное тело?" (Д, 15122).
Как таящееся в развалинах сокровище, в сем теле коровы был угнезден дух царского отпрыска,
Дабы Иблис, этот старый осел, отвернулся от бесценного бриллианта, увидел корову, не заметив царя (М, 6, 3581 - 82).
Иблис все видел разделенным: он мнил, что мы отделены от Бога (Д, 16532).
Не смотри, подобно Иблису, на Адамовы воду и прах; за ними да будут видны тебе сотни тысяч цветущих садов (Д, 18226).
Обоими. глазами усматривай начала и концы! Не будь, подобно проклятому Иблису, одноглазым! (М, 4, 1709).
Закрой наконец свое Иблисово око. Сколько еще будешь видеть только форму? Долго ли? Долго ли? (М, 3, 2300).
Святым, повелителем правоверных Иблис пребывал сотни тысяч лет.
Но вот, погордившись, он вздумал тягаться с Адамом: подобно ночному навозу, был тут же с зарею выметен прочь (M, I, 3296-97).
Он похож на Иблиса: ослепленный пустым подражаньем и гордый собою, не хочет служить он святому: "Для меня довольно преклониться пред Богом одним".
Адам отвечает: "Но только пред Ним и преклонишься ты. Тебе видятся двое, ибо ты сбился с пути и неверен".
Протесты завистливого гордеца его добрую звезду заслонят, как завесой, от ока его...
О Боже, зависть - крепчайшая преграда между друзьями! Вчера душа в душу жили они, сегодня смотрят волками.
Что за преграда! Пред этой преградой Иблис падал ниц, крышу небес и земли преодолевая...
В неуклюжую ворону превратила его зависть. Пометом он вымазал крылья и перья свои.
Из небесной мечети прогнал его Бог: "Уйди прочь, нечестивый!" Но, не слыша Его, он старается смыть нечистоты:
"Почему мне уйти? По причине какой? Что я сделал? И где основанье? С этим спорить я буду, о единый, любимейший Бог!
Если и было содеяно зло, то Тобою, ведь все - дело рук Твоих; и язычников грех, и иудеев, и христиан.
Это Ты ввел меня в заблужденье, а значит, Ты этого хочешь. Дай закончить мне, и не будет созданья, Твоей благосклонности достойного!" (Д, 9605-07, 10-11, 13-17).
Изгнанный с небес Иблис говорит Богу: "Господи! За то, что Ты ввел меня в грех, и я стану обольщать их на земле и буду вводить в грехи всех их" (К, 15:39). Изгоняемые из Рая Адам и Ева, напротив, говорят: "Господи! Сами себе мы причинили зло" (К, 7:23).
Сатана говорит: "За то, что Ты ввел меня в грех", свою низость пытаясь прикрыть.
Адам же сказал: "Сами себе причинили мы зло". Он - не нам чета - прекрасно знал, что суть Действия Бога,
Однако же вежливо скрыл Его Действие в этом грехе. На себя грех тот взяв, он пожал урожай.
К Адаму раскаявшемуся Бог обратился: Адам! Не моих ли рук дело и грех сей, и сие испытанье?
Не Я ль быть сему положил? Почему ж ты об этом, о прощенье моля, не сказал?"
А Адам говорит: "Я боялся невежливым быть". Бог ответил: "И Я так же с тобой поступлю".
Уважай - и сам будешь уважен. Кто сахар приносит, тот сладости ест до отвала (М, I, 1488-94).
Согрешившему Адаму Бог, изгоняя его из рая, сказал: "Адам! На тебя Я возложил ответственность и тебя наказал за тобой совершенный грех, и ты не воспротивился Моему решению. Почему? Разве не мог ты справедливо возразить: "Все приходит от Тебя, и Ты распоряжаешься всем. Чего Ты хочешь, случается, а чего Ты не желаешь, тому никогда не быть". Сколь ясно, правильно и терпеливо мог ты возразить! Почему же ты не сделал итого?" Тогда Адам сказал: "Да, мне был известен этот довод, но я не мог быть невежлив в Твоем Присутствии, Любя Тебя, я не мог Тебя ни в чем упрекнуть" (Ф, 102/113).
Адам оступился, движимый страстью, Иблис - из-за заносчивости и гордыни.
Вот почему Адам тут же попросил прощения, а раскаянию второго помешала гордость (М, 5, 520-521).
Адам спой проступок взял взаймы - вот почему он сразу раскаялся;
Иблис согрешил по природной склонности- и к драгоценному раскаянью дорогу найти не мог (М, 4, 3414 - I5).
С каждым дыханьем избранные Адамовы сыны шепчут: "Сами себе мы причинили зло".
Каждый миг ты нуждаешься в Боге - об этом открыто скажи, не противься, подобно упрямому Иблису (М, 4, 347-348).