Согласно Пророку, существует несколько категорий созданий. Руми приводит такие его слова:
Всевышний, сотворив ангелов, угнездил в них разум, сотворив зверей, поместил в них чувство, а затем Он сотворил сынов Адама и наделил их и разумом и чувством. В ком разум побеждает чувственность, тот выше ангелов, а в ком чувственность побеждает разум, тот ниже зверей (М, 4, между 1496 и 97).
Таким образом. все существа делятся на три основные группы: ангелов, людей и зверей. Соответственно есть три основные группы людей: ангельские; "обычные" и звероподобные. К первым относятся пророки и святые, вторые, "обычные верующие", составляют подавляющее большинство людей, в которых вера смешана с неверием, третью же группу образуют неверные - последователи сатаны.
Есть три группы созданий.
Во-первых, это ангелы - чистый Разум. Их природа и их пища- послушание, служение и поминание Бога, Это они едят и этим живут. Они подобны рыбам в воде, что в воде рождены, в воде же находят свое пристанище. Ангелам не предписано послушание, ибо они чисты и не знают власти чувств. Не ввергнутые в чувственность и не знающие власти корыстных стремлений эго, какой заслугой могут похвастаться они? Они чисты, а потому не знают духовных борений. Хотя они послушны, это не считается послушанием, ибо по природе своей они не могут поступать иначе.
Во-вторых, это - звери. В них - чистая чувственность, вовсе не обузданная разумом. И им также ничто не предписано религией.
И наконец, несчастный человек, составленный из разума и чувств. Он наполовину ангел, наполовину - зверь, наполовину змея и наполовину - рыба. Рыба в нем тянет его в воду, а змея - на сушу и твердь. Он всегда в битвах и борениях. "В ком разум победил чувственность, тот выше ангелов, а в ком чувственность побеждает разум, тот ниже зверей".
Ангелу спасением служит его знание, а зверю - его невежество. Меж тем и этим в вечной борьбе - сыны человека.
Одни из людей вняли зову разума и настолько продвинулись на этом пути, что полностью превратились в ангелов, в чистый свет. Это - пророки и святые...
В других чувство подчинило разум, и они обрели все качества зверей.
Третьи же продолжают борение. Это - те, кто ощущает внутреннее страдание и боль, тоску и томление. Они не удовлетворены своей нынешней жизнью. Это - верующие. Святые ждут случая привести верующих в свою обитель и сделать их подобными себе. И бесы выжидают, чтобы стянуть, их к себе, "в наинижайшую низину" (К, 95:5; Ф, 77-78/89 90).
Когда говорят, что человеческое эго есть зло худшее, нежели эго животных и зверей, это не значит, что человек хуже их. Это значит, что некоторые черты человека и его эго являются злыми в сравнении с его внутренней субстанцией, той субстанцией, что скрыта этими пороками и злой натурой (Ф, 234/241).
Человек смахивает на осла, которому сзади привязали крыло ангела: а вдруг в компании высшего создания и под его влиянием и он превратится в ангела? (Ф, 107/118).
Вот чему можно уподобить пророков и святых, а также прочих людей, добродетельных или порочных. Как ты знаешь, в страны ислама из земель неверных привозят рабов, мальчиков и юношей. Одним тогда бывает пять лет, другим - десять, третьим - пятнадцать. Те, кто был привезен маленьким ребенком, кто был вскормлен среди мусульман и прожил с ними долгие годы, к старости вовсе не сохраняют памяти о своей прежней родине. Те, кто был чуть старше, немного помнят о ней, а кто был еще взрослее, не забыли почти ничего.
И вот, так же точно, в том мире были духи пред Богом: "Не семь ли Я Господь ваш?" Они сказали: "Да, свидетельствуем это". Пищей им было Слово Божье, ненаписанное и неизреченное. Одни из духов попали сюда в раннем детстве. Услышав Слово, они не могут вспомнить ничего из своей прежней жизни и считают себя в отношении Слова чужаками. Это - люди, от которых скрыта истина, те, кто целиком погряз в неверии и грехе. Другие духи помнят части этого Слова, и в них жива любовь и стремление к другому миру. Это - верующие. Третьи же, едва услышав Слово, видят всю свою прежнюю жизнь; все завесы устраняются, и они достигают единения. Таковы пророки и святые (Ф, 69 - 70/81).
Человека называют "разумным животным", ибо человек двояк. Его животность питается в этом мире его чувственными страстями и желаниями. Но квинтэссенция его не такова: ее пища - знание, мудрость и видение Бога. Животное в человеке бежит Бога, тогда как человеческое в нем бежит мира. "Среди вас - и неверные, среди вас - и верующие" (К, 64:2): двое борются внутри тебя.
Кому же достанется победа? Кто более достоин быть победителем? (Ф, 56-57/68-69).