Руми придерживается традиционной исламской космологии, которая хорошо согласовывалась как с его наблюдениями над физическими явлениями, так и с мистическим опытом, а помимо того, представляла собой прекрасное средство символического изложения метафизики. Согласно этому космологическому учению, мир состоит из девяти концентрических сфер, окружающих центральное тело - землю. Эти сферы можно "видеть", наблюдая за ночным небом и движением планет. Что более важно, восходящие сферы соответствуют восходящим ступеням духовного совершенствования. Сам Пророк использовал традиционное представление о концентрических небесных сферах, описывая начальный этап своего путешествия к Богу (ми'радж).
Мы уже говорили об иерархической структуре действительности, в которой за физическим (видимым) миром следует духовный, а за ним - Бог. Однако эти три уровня - лишь приблизительный набросок, тогда как практически все суфии пользуются гораздо более утонченными схемами. Согласно Пророку, человек отделен от Бога семьюстами или семьюдесятью тысячами покрывал, сотканных из света и тьмы, которые в суфийской интерпретации обычно означают ступени бытия. Руми упоминает о восемнадцати тысячах миров, которые, по-видимому, расположены на одном уровне бытия, хотя вместе с тем это может означать и существование вертикальной иерархии. Кроме того, он говорит о ста тысячах ступеней духа, которые, без сомнения, расположены в восходящем порядке.
Некоторые положения, высказываемые Руми, невозможно увязать с
его учениями, если не принимать во внимание это иерархическое строение действительности.
И если бы некоторые авторы чуть внимательнее отнеслись к космологическим наброскам,
встречающимся на страницах сочинений Руми, они вряд ли высказали бы предположение,
что в его учениях предвосхищена идея биологической эволюции.
Дух способен вознестись на небо только потому, что небо изначально было его
обителью. Стадии порождения духа - те же, что и стадии его нисхождения. Поэтому
между следующими строфами существует определенная связь:
Вот какие соблазны совлекли нас в сей эфемерный мир из Града Духа чрез сто тысяч. ступеней пути (Д, 2217).
В ночь восхождения (ми'радж), лишенный своего "я", Пророк преодолел путь, измеряемый ста тысячами лет (Д, 31027).
Хотя разные школы исламской мысли описывают структуру Вселенной в разных терминах, между ними нет принципиальных расхождений. Руми, не обсуждая этот вопрос как таковой, неоднократно затрагивает его вскользь. В целом из его замечаний можно составить следующую картину. Наиболее удаленной от нас частью видимого мира является девятая, лишенная звезд небесная сфера, называемая иногда "Божественным Престолом" ('арш). За видимым миром располагается мир духовный, или мир приказания. Далее (по нисходящей) расположены следующие сферы: неподвижных звезд (которую иногда называют "Божественным Троном" - курси) (8), Сатурна (7), Юпитepa (6), Марса (5), Солнца (4), .Венеры (3), Меркурия (2) и Луны (1).
Хотя об этих девяти сферах говорится, что они относятся к видимому миру, в действительности это означает только то, что видимые небеса являются внешним проявлением градаций духа в мире приказания. Не приняв такого допущения, мы вряд ли сможем объяснить, почему небесные сферы населены духовными существами (ангелами) и почему о каждой из них Пророк говорил как об "обиталище" того или иного пророка. Основываясь на этом, персидские поэты обычно помещают, например, Иисуса в четвертой сфере, хотя очевидно, что столь видный обладатель духа святости должен обитать в духовном мире.
Обнаружив лестницу Божественного света, Иисус поспешил на вершину четвертой сферы (М, 2, 920).
Вознесшись на четвертое небо, нуждается ли Иисус в Церкви? (Д, 1283).
Я не привязан к сему дому: мой дом, как и дом Иисуса,- на четвертом небе (Д, 18388).
Теперь же позволь мне воссесть с Иисусом на четвертом небе! (М. I, 649).
Мухаммед возвратился, совершив ми'радж! Иисус к нам прибыл, сойдя с четвертой сферы! (Д, 3685).
В пределах последней из небесных сфер, сферы Луны, расположены сферы четырех стихий: огня, воздуха, воды и земли. Как уже творилось, эти четыре первоэлемента еще не являются сугубо материальными, ибо не могут существовать в чистой форме в нашем мире противоположностей. Вращение небесных сфер служит причиной смешения элементов. Иными словами, все изменения элементов и перемены в материальном мире производятся небесами как более высоким уровнем бытия. Из четырех элементов образуются три царства: минералов, растений и животных.
Согласно этой космологической схеме, дух, совершая нисхождение
из обители "не есмь ни Я?" в мир, где он появится в своем телесном
виде, должен миновать все ступени Универсума. Существует и другая точка зрения:
дух как таковой по-прежнему пребывает в обители света, вместе с тем проявляясь
в череде все более густых теней, пока не появится в облачении самой темной тени
- физическом теле.
Как утверждает Руми, дух должен сначала проявиться в виде четырех первоэлементов,
и только после этого он может вступить, в пределы трех царств. Дойдя до формы
минерала, дух начинает обратный путь. Последовательно переходя из минерала в
растение, из растения в человека, дух обретает готовность освободиться от оков
материального мира. Вначале его сознание находится на уровне животною духа,
или эго. Установления религии и нормы духовного совершенствования как раз и
направлены на то, чтобы освободить дух из этой темницы и вернуть, его в родное
обиталище.
Подчеркнем, что приведенная схема отнюдь не отражает нисхождения или восхождения в каком-то физическом смысле. Это достаточно очевидно в тех случаях, когда речь идет о высших ступенях восхождения, лежащих за пределами собственно материального мира. Однако даже тогда, когда Руми говорит, что дух "вступает в пределы" мира, составленного из элементов, его слова следует понимать в переносном смысле. Дух, пребывая в своей изначальной обители, всегда трансцендентен. Мы говорим о нисхождении только потому, что дух - это смысл, служащий причиной проявления внешних "форм" бытия, которые содержатся в нем. Мир творения целиком выводился из мира приказании и полностью от него зависит: физический мир - это всего лишь тень, отражение мира духовного.
Дух человека содержит неисчислимые возможности внешнего проявления, он может отбрасывать бесчисленное множество теней, или форм. Поскольку Адам был "научен всем именам", смысл всех вещей заключен в человеческом духе. Каждый такой смысл может обрести внешнее проявление в соответствующей форме. Но проявление происходит не беспорядочно. Скорее следует говорить о такой последовательности проявления онтологических возможностей, которая в этом мире принимает вид временного чередования форм. Эти формы суть различные уровни проявления и внешнего, явленного, бытия духа, по которым он "путешествует". При этом в действительности дух остается на собственном уровне бытия, тогда как нисходят и восходят его формы.
Вступив на путь духовного совершенствования, человек постепенно обретает способность освободить свой ДУХ от оков эго. Таким образом, дух начинает приобретать знание, мудрость и "красоту" (этическое совершенство. - Перев.), т.е. подлинно человеческие добродетели. Миновав уровни человеческого и ангельского духов, он может достичь уровня духа святости. Символически это восхождение изображается в виде небесной лестницы, т.е. того самого пути, который дух уже преодолел в своем нисхождении. Согласно исламским космологическим представлениям, на седьмом небе, непосредственно под Божественным Троном, располагается Лотус Дальнего Предела, выше которого Гавриил не смог подняться во время мираджа Пророка и который символизирует высший предел для ангельских духов. Говоря о "крыше небес", Руми имеет в. виду именно этот или более высокий уровень.
За единую ночь Луна преодолевает все созвездия Зодиака. Почему же ты отрицаешь мирадж?
Эта чудная жемчужина (Пророк) - как сотня Лун: одно движение его руки - и Луна раскололась надвое.
Разделив Луну надвое, он явил чудо, которое мы нашим слабым чувством способны воспринять.
Однако поистине за пределами небесных сфер и звезд лежит поприще пророков и посланников.
Оставь позади круговращающиеся сферы, и ты узришь воочию их дела (M, 6, 3444-48).
Оку сердца ведомо, что зрило оно благодаря Ему - свет и милость вплоть до седьмого неба.
Ибо что суть семь небес для сего ока? Не более, чем семь ступенек лестницы (Д, 21214-15).
Все тварное бытие - лишь опьянение сердца, игрушка в его руках, В два шага сердце преодолеет девять небесных сфер (Д, 14134).
Миновав все ступени физического и духовного бытия, дух воссоединяется с давшим ему начало Божественным Приказанием. Теперь он полностью сознает все пройденные им на пути нисхождения и восхождения ступени и градации бытия.
Можно сказать, что восхождение (мирадж) духа начинается со стадии человеческого зародыша. Руми неоднократно говорит о мирадже зародыша до стадии разумности. В своем развитии зародыш проходит все ступени физического бытия. Вначале ничем не отличаясь от минерала, не обладающего никакими признаками внешнего совершенства и жизни, он развивается, последовательно проходя уровни усложняющегося строения живых существ. Сначала зародыш обретает растительные способности питания и роста. Приходя в мир, младенец обладает уже всеми животными способностями, такими как целенаправленное движение, желание, страсть, гнев и восприятие. Все они развиваются и совершенствуются по мере роста ребенка, к ним добавляются собственно человеческие достоинства, связанные с разумом и моральными добродетелями. Духовная жизнь открывает возможность достижения еще более высоких ступеней совершенства.
Вместе с тем, как отмечает Руми, с человеком совершают свой мирадж и безжизненные вещества, прошедшие тот же путь от Атрибутов до нашего мира праха. Человек поглощает эти веществa и претворяет их в свое существо, так что в конце концов они преобразуются в дух.
Я уделил такое внимание этому аспекту учения Руми только потому, что неверное его толкование получило весьма широкое распространение. В действительности рассуждения о нисхождении и восхождении духа не столь уж важный элемент учений Руми. Он вовсе не ставит перед собой задачу разъяснить читателю космологическую теорию. Напротив, то, как Руми обсуждает эти вопросы, явно предполагает, что его читатель знаком с этой теорией, точно так же, как современный поэт вправе предполагать знание своими читателями того факта, что Солнце является центром солнечной системы. Рассуждения на темы космологии служат у Руми лишь иллюстрацией вывода, к которому он стремится подвести нас: цель переживаемых человеком постоянных трансформаций (которые столь наглядно представлены его восхождением от "минерального существования" через детство и возмужание к зрелости) состоит только в том, чтобы он достиг высших ступеней духовного бытия. Человек "умирает" на одной ступени лишь для того, чтобы "возродиться" на другой. Поэтому ему не следует страшиться испытаний и потрясений, которыми столь чреват духовный путь и которые означают смерть в отношении эго и неподлинной жизни этого мира, - ведь смерть в одном означает возрождение в чем-то лучшем и более высоком.
Рассматриваемые положения учений Руми во многом навеяны Кораном. Ряд аятов, например, описывает последовательные стадии роста семени в чреве матери: "Некогда Мы сотворили человека из квинтэссенции глины. Затем мы образуем его из семени, помещающегося в надежном вместилище; потом это семя претворяем в сгусток крови; потом этот сгусток крови претворяем в кусок мяса; затем этот кусок мяса претворяем в кости; затем эти кости одеваем мясом: потом из этого мяса производим другое творение" (К, 23:12-14).
Ниже приводятся отрывки, первый из которых, заимствованный из одного письма Руми, дает достаточно ясное представление о выводах, которые извлекает Руми из этого положения.
Да споспешествует нашей встрече Тот, Кто произвел все причины от Востока до Запада. Ведь это Он произвел причины, благодаря которым мы произошли из капли семени. У нее не было ни глаз, ни ушей, ни способности восприятия, ни разума, не была она ни господином, ни рабом, не знала ни печалей, ни радостей, ни унижений, ни величия. Эту слепую и глухую каплю семени поместил Он в утробе и чрез тончайшие превращения претворил ее в кровь. Затем в сем надежном укрытии сгустил Он эту кровь и претворил ее в новую плоть, еще без головы и всяких органов. Далее Он пробил отверстия рта, глаз и ушей, вложил язык и позади рта устроил сокровищницу груди. В этой сокровищнице поместил Он сердце - каплю и мир, жемчужину и океан, раба и господина. Кто бы смог уразуметь, что до этой ступени поднимет Он нас из того низкого и бессознательного состояния?
Бог говорит: "Ты видел и слышал, чем ты был и кем Я сделал тебя. Теперь же слушай: отсюда, где эти небеса и земля, заберу Я тебя и помещу там, где земля лучше, чем серебро, о небесах же ни рассказать, ни вообразить их нельзя: столь тонки и столь духовны они. Круговращение тех небес не старит юношу и не обращает вещи в прах; там ничто не знает смерти и никто не нуждается в сне и отдыхе, ибо там нет уталости, которую требовалось бы победить".
Если ты не веришь тому, что говорит Бог, то подумай вот о чем. Представь, что той капле семени ты сказал бы: "Вне сей темной утробы есть светлый Божий мир, в котором устроены небеса, Солнце и Луна, где есть царства, города и сады. Там живут слуги Его, и некоторые из них - царского достоинства; там одни наслаждаются здоровьем и богатством, другие слепы и терпят нищету. Трепещи же, о капля семени! Задумайся, кем станешь ты, покинув сию теснину". Однако капля семени со своим воображением и разумом не поверила бы этим словам. Да и как ей понять, что кроме сей утробы и кровяного питания есть иной мир и иная пища? О, она наверняка осталась бы глуха к этому призыву и отвергла бы его. И все же никуда ей не деться, и все равно придется выйти вовне и обнаружиться (МК, 39:43-44/99).Некоторое время ты был четырьмя стихиями, потом - животным. Теперь, побывши духом, стань наконец Возлюбленным! Стань Возлюбленным! (Д, 22561),
С небес на землю пролившись, исток всех благодатей стал пищей для чистого духа.
Униженно сойдя с небес, он стал частью живого человека, наделенного отвагой.
Проторенное в атрибут человека, это безжизненное вещество вознеслось с ликованием над Престолом.
"Мы пришли отсюда, из мира Жизни, и на эти горные вершины возвратились из глубин",- таковы слова его.
Все, что движется иль в неподвижности застыло, говорит: "К Нему возвращаемся мы" (К, 2:156; М, 3, 460-464).
Как только минерал обратит свой лик к царству растений, на добром древе его судьбы вырастают плоды жизни.
Если растение обратится к духу, оно, подобно Хизру, прильнет к источнику жизни.
Когда затем к Возлюбленному обратится дух, в юдоли вечной Жизни он установит свой шатер (М, 6, 126-128).
Избегай, о путешественник, слишком большой привязанности к привалу на твоем пути, дабы возвращение к Нему не ранило твоего сердца.Знай, что от зародыша до дней юности ты уже миновал великое множество привалов (Д, ЗЗ24-25).
Как трудно оторвать верблюда от его колючек! А ты, о дух, расставался ли когда-нибудь с прахом без сожаленья?
Тысячу раз ты, охваченный тоской, повторял: "Я не уйду отсюда". Мне за уши пришлось тебя тащить, пока не стал ты человеком…
На что тебе закопченный горшок? Ах, ты взыскуешь корма! А где же блеск и слава слов "Мы ущедряем..." (К, 17:70)? Где царские надежды?..
Взгляни на эти растительные и сложенные из элементов вещи, что ты взял в компанию: как сморщились и ссохлись они!
Их Я так же, как и тебя, оттуда перемещу сюда. А за этой стоянкой - еще сотня стоянок на духовном .пути (Д, 27625 - 26, 28, 32-33).Что ж удивительного в том, что дух не помнит свои прежние юдоли, где он ютился и рожден был?
Как облака скрывают звезды, так и этот мир, подобно сновидению, скрывает все.
Да и к тому же сколько городов посетил твой дух! Их пыль еще туманит клинок его восприятия.
Он в трепете не поспешил очистить свое сердце, дабы все бывшее спокойно обозреть
И, к тайне приступив, воочию начала и концы всего узреть.
Средь минералов оказавшийся сперва, к растениям затем от них поднялся. В их царстве он провел столь долгие года, в пылу своей борьбы забыв о минералах.Но, с растениями распростившись и к животным перейдя, он вновь о прежнем памяти не сохранил.
Пожалуй, лишь те смутные волненья, что благоухание цветов в нем производит в дни весны...
Но ведомый тебе Творец его без устали перемещал от стадии животного вверх к человеку.
Так оттуда сюда переходя, достиг он разума, познания и силы.
Но прежние свои разумы не помнит он, да и об этом, алчном и жадном, позабудет,
Когда отнимут этот разум у него и он узрит десятки, тысячи других прекрасных разумов (М, 4, З6З2- 40, 46-49).
Умерев для царства минералов, я стал растением; оставив растительную природу, я обрел животную.
Умерев для животного мира, я стал человеком. Так чего ж я боюсь? Терял ли я что-нибудь, умирая?
Теперь, умерев, я покину природу человека, расправлю крылья и увижу ангелов...
И вновь, природу ангельскую оставив, я стану тем, что превышает наше воображение (М, 3, 3901-03, 05).
Обретши бытие, ты либо был огнем, иль воздухом, или землею.
Но, оставаясь тем, чем был, достиг ли бы ты нынешних высот?Существование, вначале данное тебе Формодарителем, Он лучшим заменил.
И так, за прежним - новое, сменились десятки тысяч существований, одно другого лучше...
Ты обретал сии субстанции, уничтожаясь. Так почему же ты бежишь уничтоженья?.. Ты видел сотни тысяч воскресений; о упрямец, с тех пор, как получил ты бытие…
Восстань же, о ворона, и превратись в орла! Отдай сей дух и к Бога претворяющей деснице припади (М, 5, 789-792, 796, 799, 808).Когда в число совершающих мирадж войдешь, небытие, словно Бурак, тебя поднимет,
Но не так, как существо земное поднимается к Луне, а как тростник подъемлется к ступени сахара,
Не так, как в небеса вознесся дым, а так, как эмбрион поднялся к свету разума,
Бурак небытия - сколь чудная машина вознесенья! Стань небытиен - и она тебя переместит туда, где истинное бытие (М, 4; 552-555).Взгляни на эти бобы, безостановочно снующие в кипящей воде котелка.
Наверх выскакивая, в каждую секунду сотнями воплей разражаются они:
"К чему эта пытка огнем? Как нам понять твое пренебреженье после того, как, нас купив, ты нам выразила предпочтенье?"
Хозяйка, ложкой воду помешав, им скажет: "Ну-ну, угомонитесь! Не пытайтесь ускользнуть от того, кто под вами огонь сей разжег.
Я вас готовлю не от небреженья, а потому, что вам хочу придать и аромат и вкус.
Став пищей, с духом вы смешаетесь. Не от презрения к вам вы терпите все испытанья.
Зелеными и сочными в саду вы пили воду - но вам дана она была лишь ради этого огня".Милость Его - прежде Гнева Его, ибо Милостью приготовляются твари ко всем испытаньям.
Его Суровость Милостью упреждена, дабы дать им вперед сей запас бытия.
Без удовольствий не нарастишь на костях своих плоть; без тука и плоти что сможешь отдать ради любви своей к Другу?
Но после того, как Суровостью вынужден будешь свой прежний запас весь отдать,
Мягкосердие вновь извинений попросит: "Себя ты очистил и бурный поток перешел"."О бобы, - слышен голос хозяйки,- вы весною цвели и росли, теперь же страданье стучится к вам в дверь;
Не гоните его: пусть, вернувшись к Царю, гость ваш Ему о радушии вашем расскажет.
И тогда в краю благодати Благодетель придет: благодати не будет конца.
Я - Авраам, ты - мой сын. Склонись пред ножом: "Я видел во сне, что приношу тебя в жертву" (К, 37:102).
Пред Суровостью с легким сердцем склонись, дабы было легко мне перерезать горло тебе, как Исааку.
Твою главу отсеку я - пусть эта глава и избавлена от усекновения и смерти.
Но в воле Божьей, чтоб ты предал себя ей: покорись же Ему, мусульманин!
В испытанье кипеть вам, бобы, дабы ушло навсегда ваше отдельное ото всего существованье.
Вы радовались жизни в этом саду,- а все же вы - роза из сада Духа и Ока.И, даже уйдя из сада воды и праха и в пищу превратившись, в число живущих вы попадете.
Станьте пищей, силой и мыслью! Однажды вы были львом - так обратитесь во льва, рыкающего в зарослях!
Клянусь Богом, вы рождены от Его Атрибутов; к Ним возвратитесь, быстры и легки!
С неба, от Солнца, из облаков пришли вы сюда; став Атрибутами, к вершинам небесным вы вновь вознесетесь.
В форме дождя и света пришли вы - в Атрибуты Всемилостивого вы обратитесь.
Вы были частью Солнца, облаков и звезд; вы превратились в эго, в мысли, слова и поступки.
Умерев, растение начинает животную жизнь. Сбылись слова Халладжа: "Предайте меня смерти, друзья!"
Раз в смерти обретается столь многое, он прав был, говоря: "Жизнь даст мне мой убийца".
Твои поступки, слова и искренность стали пищей ангелу: благодаря им совершил он восхождение чрез все небеса.
Точно так же и этот комочек пищи: съеденный человеком, он обретает жизнь...
Мои горькие слова избавят вас навсегда ото всех горестей...
Когда ваше сердце в страдании истечет кровью, вы навсегда преодолеете все испытания...""Раз так, госпожа,- отвечают бобы,- мы счастливы будем свариться. Мы варимся - ты лепишь нас, как ваятель. Ударь же вновь ложкой - сколь сладостен этот удар!
Мы вроде слона: осыпь нашу голову градом ударов, выбей память об Индии и ее ароматах,
Дабы кипению мы отдались и в объятья Возлюбленного упали".Уверенный в своей самостоятельности, человек мятежен и проявляет упрямство слона,
Чьи мечты о прекрасной Индии заглушают голос погонщика и толкают на хитрость.
Вот, к бобам госпожа обратилась: "Я прежде, как вы, частью праха земного была. Но, вкусив духовного подвига пламень, я теперь восприимчива и многого достойна.
Я варилась во Времени; после - кипела в котелке своего бренного тела,
И в сих двух кипеньях я силой предстала: в дух обратившись, теперь я - наставник вам.
Лишенная жизни, я себе говорила: "Вот, ты стремишься стать знанием и атрибутами смысла".
Став духом, сказала я: "Еще покипеть мне пристало, дабы животность оставить совсем".
Бога моли охранить тебя на этих столь трудных и скользких участках и к цели надежно доставить!
Много, много людей заблудилось, держась за Коран: с сим спасительным вервием в колодец они угодили,
Но не на веревке вина, о упрямец! Себя лишь кляни, когда вверх ты не хочешь подняться (М, 3, 4159-89, 93, 95, 197-211).