Назад

к содержанию
Цель творения и разум

Дальше

Все мироздание отражается в человеке, как в зеркале, ибо человек вбирает в себя все Божественные Атрибуты, т.е. прообразы всего существующего. Иначе говоря, именно благодаря человеку Сокрытый Клад становится ведомым. Будучи целью, человек тем самым является "конечным", или "последним", из всего существующего. Все прочее подготавливает его приход и служит средством его духовного совершенствования. Руми в этой связи отсылает нас к древней мудрости: "Первое в мысли - последнее в действительности". Первой мыслью зодчего, задумавшего возвести здание, будет общий план всей постройки, и из этой первой мысли вытекают и к ее осуществлению ведут бесконечные стадии расчетов и строительства. Если садовник хочет вырастить в своем саду плоды, он сначала взрыхлит почву, посадит семена, обеспечит орошение и уход за растущими деревьями, и только после этого плоды созреют и попадут на стол, но именно они, вне всякого сомнения, служат первоосновой деревьев, ибо деревья были посажены только ради своих плодов.
Божественные "размышления" о творении заключены в Его предвечном Знании - Сокрытом Кладе. "Первой мыслью" Бога является полное выявление всех Своих Атрибутов в человеке, ибо человек - это целокупное проявление Сокрытого Клада. Все прочие мысли вытекают из этой первой идеи Единства, которая и есть Сокрытый Клад. Однако по мере прохождения творением стадий своей реализации должны проявиться и все необходимые условия и предпосылки выявления Сокрытого Клада. Только тогда картина целого предстанет взору.
Согласно высказываниям Пророка, "прежде всего Бог сотворил Разум" и "прежде всего Он сотворил мой свет". Таким образом, Всеобщий Разум - это и есть Мухаммедов свет, составляющий духовную субстанцию пророков и святых, т.е. людей, достигших высшей стадии совершенства. Будучи отражением Божественного Знания, Всеобщий Разум знает все. Иными словами, Всеобщий Разум - это Сокрытый Клад на первой ступени его внешнего проявления. Вот почему Руми: и многие другие суфии утверждают, что вся Вселенная - внешнее проявление духовной субстанции человека. Вселенная - только часть человека, хотя человек и предстает как часть Вселенной.

Так ты узнал, что вознесенные небеса - не более чем отражение человеческих способностей восприятия.
Разве рука Всемогущего Бога не сотворила Разум прежде обоих миров? (М, 6, 1935-З6).
О, сколько миров заключает в себе Разум! О, сколь глубок океан Разума!
Как чашечки на поверхности воды, в сем сладком океане плавают наши формы.
Пока они пусты, эти сосуды остаются на поверхности; наполнившись, они уходят в глубину.
Разум скрыт, а мир явлен: наши формы - его капли, его волны (M, 1, 1109-12).
Мир предвечно сотворен таким, что начальная мысль, последней обретает плоть.
Для мысли сердца плоды изначальны, но в действительности они последними обретают явленность.
Посадив дерево и таким образом сделав его действительным, ты прочитаешь все от конца к началу.
Хотя сначала идут ветви, листья и корни, все они посланы только ради плодов.
Вот где коренится тайна того, что семя небес стало в конце господином речения "Только ради тебя...".
Этот мир - единая мысль Всеобщего Разума; Разум подобен царю, а формы - его гонцам (М, 2, 970-74, 78).
Поступай согласно речению Пророка "Мы - последние и первые", мой милый,- ведь сладкий плод первее дерева.
Хотя плод обретает бытие последним, он - первый, ибо он - цель (М, 3, 1128-29).
Во внешней форме первым идет сад, но в действительности первым был плод: Ты начальное всегда низводишь в последнюю очередь (Д, 31421).
Сонм небесных светил пополняют чистые, как звезды, духи.
Во внешней форме своей эти светила поддерживают наш мир, а мы в нашей внутренней действительности поддерживаем небеса.
Вот почему по форме ты микрокосм, а по смыслу - макрокосм.
В явной форме плод рожден ветвью, а по внутренней сути ветвь существует ради плода.
Разве садовник посадил бы дерево, если бы не жаждал плодов?
Так что по смыслу плод дал дереву бытие, хотя по форме дерево порождает плод.
Вот почему Мухаммед сказал: "Адам и все пророки стоят под моим стягом у меня за спиной".
Boт почему Пророк, обладатель неисчислимых добродетелей, изрек таинственно: "Мы - последние и первые";
"Хотя по форме я происхожу от Адама, по смыслу я - предок моего предка.
Ведь это ради меня пред ним преклонились ангелы, и это меня сопровождал он до седьмого неба.
По смыслу наш прародитель рожден мною; по смыслу плод породил дерево".
Последней обретает плоть начальная мысль, тем более та мысль, что принадлежит Безначальной Вечности (М, 4, 519 - 530).
Можно ли всерьез принимать слова людей, утверждающих, будто мир вечен? Иные - святые и пророки, те, кто древнее этого мира,- говорят, что мир возник во времени. Это в их дух Бог вложил томление по миру - и только тогда явился мир. Они-то знают наверняка, что мир имеет начало, и просто сообщают нам об этом. К примеру, нам, сидящим в этом доме, исполнилось по шестьдесят или семьдесят лет. Мы знали время, когда этого дома не было, а потом, сколько-то лет назад, он обрел существование. Если в стенах этого дома увидят свет живые существа (скорпионы, мыши, змеи или прочая мелюзга, обитающая тут), для них в момент рождения дом будет уже существовать. Но что нам до их слов, если они станут утверждать, что этот дом вечен? Ведь мы-то видели, как он был построен.
Этим существам, выросшим в четырех стенах нашего дома, подобны лишенные субстанции люди, выросшие в доме этого мира. Здесь они родились, и здесь они обратятся в прах. Если они примутся утверждать, будто мир вечен, их слова ничего не докажут пророкам и святым - ведь те существовали за сотню тысяч миллионов лет до этого мира. Да и что года, и место ли здесь их считать? То, о чем мы говорим, необъятно и бесконечно. Как вы видели этот дом строящимся, так и они видели возникновение этого мира (Ф, 140-141/149-150).

 

Hosted by uCoz