В
лице пророков и святых, т.е. тех, кто реализовал все скрытые возможности человеческой
натуры, сотворенный мир полностью исполняет свое предназначение. Первым пророком
и одновременно прообразом человеческого совершенства был Адам. Его именем, а
еще чаще - термином "Адамов" (адами) Руми обозначает человека, достигшего
высшей ступени духовного совершенства (другие школы суфизма употребляют в этом
значении термин "Совершенный Человек"). Поэтому Руми считает, что
коранические аяты и высказывания Пророка, в которых упоминается Адам, относятся
также и к человеку, достигшему стадии совершенства.
Если Адам является прообразом человеческого совершенства, то Пророк Мухаммед,
который сказал о себе: "Я был пророком, когда Адам еще был водой и прахом",-
может быть назван "прообразом прообраза".
Заглянув в потаенные глубины своего сознания, я нашел там Вселенную, в которой Адам и Ева еще не увидели свет (М, 3, 4542).
Пророк
достиг наивысшего из мыслимых состояний совершенства, и всех прочих пророков
и святых можно сравнить с лучами его Солнца.
О сотворении Адама Бог сообщил ангелам в таких словах: "Я поставлю на земле
наместника" (К, 2:30); а Пророк сказал: "Бог сотворил Адама по Своему
подобию".
По Собственному подобию сотворил нас Бог: каков Он, такими же были сделаны и мы (М, 4, 1194).
Всепрощающий Бог предвечно возжелал открыть и явить Себя - такова была воля Его.
Но все открывается лишь вкупе со своей противоположностью, a у бесподобного Царя нет никакой противоположности.
Поэтому наместника своего, Обладателя Сердца, сделал Он зерцалом Своей Царственности.
Затем даровал Он ему безграничную чистоту, а противоположность ему произвел из тьмы.
И сотворил Он два флага, белый и черный,- Адама и сатану.
И тогда те брань и битва, что должны были состояться, начались.
Точно так же во втором цикле был Авель, и чистому свету его противоположность - Каин...
Так цикл за циклом, поколение за поколением ведут свою битву два лагеря (М, 6, 2151-57, 62).
B своей "безграничной чистоте" Адам стал зеркалом, в котором могли отразиться Божественные Атрибуты. В нем поэтому есть все: любое знание и любая вещь. Он - форма Божественного Смысла, т.е. то место, где нашли внешнее проявление Имена и Атрибуты Бога. В свете этих тезисов Руми и истолковывает аят: "И Он научил Адама всем именам" (К, 2:31).
В каждой частице существа прародителя человечества - того, о ком сказано: "Он научил... всем именам", заключены сотни тысяч наук и знаний.
Имени каждой вещи - такой, какой пребудет она до своего конца,- был научен его дух.
Наименований, Им данных, не изменить. Кого Бог нарек "резвым", тот не превратится в "тихоню".
Кому суждено в конце концов стать верующим - таковым и видел его Адам изначально; и кто в конце концов станет неверующим, таковым явлен был ему...
Для нас имя вещи - это ее внешняя форма; для Творца имя вещи - ее внутренняя тайна.
Для Моисея его жезл был посохом, в глазах же Творца его имя было - "змей"...
Итак, имя, ведомое Богу,.- это наша подлинная и последняя суть.
Смотря по исходу дает Он человеку имя, а не по тому, что дано ему лишь взаймы и на время.
Благодаря Чистому Свету узрел Адам дух и тайну имен, явившуюся ему (М, 1, 1234-37, 39-40, 44-46).
Человек сотворен как наместник Бога и наделен всеобъемлющим знанием. Его особое место и призвание в нашем мире обозначаются как "Залог веры" (аманат).
Только об одном нельзя никогда забывать; и не страшно забыть все остальное, если об этом будешь помнить. Действуя, старайся не забыть ни о чем, но если забудешь об том, считай, что ты не сделал ничего. …"Небесам, земле, горам Мы предлагали залог веры, но они отказались принять его, устрашились его; а человек принял его - дерзок он и безрассуден" (К, 33:72)…
"Мы ущедряем сынов Адамовых" (К, 17:70). Бог не сказал: "Мы ущедряем небеса и землю". Человек способен осуществить миссию, коя не но силам ни небесам, ни горам. Осуществив ее, он уж не будет ни "дерзок", ни "безрассуден".
Ты можешь сказать: "Я не участвую в исполнении этой миссии, но сколько другого делаю я!" Однако не для "другого" был сотворен человек. С таким же успехом можешь взять бесценный клинок индийской стали и сделать из него тесак для рубки гнилого мяса, приговаривая: "Я не оставляю этот клинок в бездействии, я делаю с его помощью столько полезного!" Или варить репу в золотом котелке, тогда как одной только крупицы этого золота хватило бы, чтобы купить тысячу подобных котелков. Или из дамасской стали сделать гвоздь для тыквенной бутыли, приговаривая: "Не дам пропасть этой стали и предоставлю ей чудесную работу: на этот гвоздь буду вешать свою бутыль" (Ф, 14-15, 26-27).
Знаменитое речение Бога, переданное Пророком, выражает исключительность положения человека в мире, и, хотя это речение обращено непосредственно к Мухаммеду, Руми считает, что оно относится к человеку, достигшему состояния духовного совершенства: "Только ради тебя сотворил Я небесные сферы". Точно так же интерпретирует Руми и коранический аят, обращенный к Пророку: "Поистине Мы даровали тебе Изобилие" (К, 108:1).
Небеса ходят в рабстве у Луны святого, Восток и Запад молят его о пропитании.
"Только ради тебя" начертано в грамоте его: это он все раздаривает и распределяет.
Не будь его, не вращались бы сферы небес и не было бы на них места ангелам и свету.
Не будь его, моря лишились бы своего великолепия; всех рыб и царственных жемчужин.
Не будь его, не были бы недра земли столь изобильны сокровищами и не был бы лик ее столь цветущ (М, 6, 2102 - 06)
Вот почему Мухаммед - корень всего. "Только ради тебя сотворил Я небесные сферы". Все существующее - благородство, низость, высокое положение - им дано и от него исходит, ибо от него - их явление (Ф, 105-106/117).
Знай же, о не уверенный ни в чем человек, что звезды, облака и небесные сферы, джинны, злые духи и ангелы - все сотворено ради человека (Д, 9310).
Ты коронован речением "Мы ущедряем...", тебе мантией служит "Мы даровали тебе изобилие".
Человек- субстанция, небеса- его акциденция. Все на свете - ответвления и шаги к цели, цель же - человек...
О, стыд: ты в книгах ищешь знания! О, позор: земные утехи услаждают тебя!
Ты- океан, скрытый в капле росы, целый мир, заключенный в двух аршинах плоти.
Что для тебя музыка, вино или женщины? Тебе ли в них искать наслаждения?
Как! Солнце у пылинки просит света? Венера молит чашу о капле вина? (М, 5, 3574-75, 78-81).
Телесные чувства твои обманчивы, но в тебе дремлет могущественная натура...
Вот почему совершенный Пророк говорил о тайне речения "Мы - последние и первые"...
Как форма человек - ветвь мира, но как атрибут- его основание, знай это!
Его явная форма страдает от укуса комара, но его скрытое охватывает семь небес (М, 4, 3759; 64, 66-67).
Поглощенный суетой, ты так и не научился отличать себя от мира.
Любую форму узревая, ты готов сказать: "О, это я". oНет, Господи, это - не ты!..
Как можешь ты быть вот этим? Ты - бесподобен, красив, обласкан счастьем и собою упоен.
Ты сам себе сокол, дичь и ловушка; ты сам себе трон, ковер и крыша.
Субстанция - это то, что есть само по себе, производное от нее зовется атрибутами.
Рожденный от Адама, уподобься ему и осознай: ты - потомок его.
Найдешь ли в кувшине то, чего нет в реке? Есть ли что в комнате, чего нет во всем городе?
Мир - кувшин, а сердце - текущий поток; мир - комната, а сердце - город, полный чудес (М, 4, 803-804. 6-11).
Адам - это астролябия Превознесенных Атрибутов, средоточие проявления Божественных знаков.
Все явленное в нем - Его отражение, как отражение Лупы в воде ручья (М, 6, 3138-39).
Пророк сказал: "Познавший себя познал Господа своего". Как вот эта астролябия, сделанная из меди, отражает небо, подобно зеркалу, - так же и бытие человека служит астролябией для Бога, ведь "Мы ущедряем сынов Адамовых". Если Бог дарует человеку знание Себя и близость к Себе, человек, ориентируясь по астролябии собственного бытия, мгновение за мгновением наблюдает проявление Бога и Его бесподобную Красоту. Эта Красота навсегда пребудет в сем человеческом зеркале (Ф, 10/22).