Поскольку
Бог сотворил Вселенную для того, чтобы явить Сокрытый Клад, Он желает, чтобы
мир существовал, выявляя бесконечную творческую возможность Его Атрибутов. Однако
для того, чтобы мир продолжал существовать, необходимо утаить от большинства
его обитателей истинное знание о вещах (о том, какова их подлинная суть) - ведь
в противном случае люди отказались бы от всякой деятельности, в которой как
раз и выявляется весь спектр Божественных Атрибутов. Таким образом, некоторые
желания Бога могут кому-то показаться неожиданными. Но Бог желает этих вещей
не ради них самих, а скорее как необходимое условие осуществления той конечной
цели, которую Он преследовал при сотворении мира. Например, Бог хочет, чтобы
некоторые люди не знали Его и не вспоминали о Нем.
Чтобы сохранить "царство неведения", Бог скрывает от людских глаз
подлинную суть вещей. Как считает Руми, многие коранические аяты свидетельствуют
о том, что Сам Бог поддерживает человеческое невежество: "Они хитрили,
и Бог хитрил: но Бог самый искусный из хитрецов" (К, 3:54). "Были
ли они в безопасности от хитрости Бога? В безопасности от хитрости Бога считают
себя только люди, обманывающие себя" (К, 7:99); "Бог запечатал сердца
их и слух их, и на очах их покрывало" (К, 2:7); "Бог быстрее всех
в ухищрениях" (К, 10:22).
Этот мир держится на неведении, неведение поддерживает все тела. Это тело достигло своего полного роста благодаря неведению. Неведение - это неверие, а без неверия не бывает религии, ибо религия - это преодоление неверия. Поэтому должно существовать неверие, которое мы могли бы преодолеть. Таким образом, религия и неверие суть одно, ибо не бывает одного без другого: они неразделимы (Ф, 206-207/215).
Человек подобен луку, зажатому десницей Божьей Мощи, который Бог использует в разных делах Своих. Действователем поистине является Бог, а не лук;
лук - только средство и инструмент. Однако луку не дано знать об этом ради того, чтобы мир оставался в сохранности. Сколь же велик лук, узнавший руку Лучника: (Ф, 199/208).
Мир остается в сохранности благодаря неведению, а без неведения его бы не стало. Искание Бога, поиск мира иного, духовное опьянение и экстаз - вот на чем стоит мир иной. Если бы все это оказалось явленным, мы все ушли бы в тот мир: здесь никто бы не остался. Однако Бог хочет, чтобы мы были здесь, дабы оба мира могли существовать. Два домохозяина, назначенные Богом,-. неведение и полное ведение - обеспечивают процветание двух своих угодий (Ф, 109/120).
Этот мир, дорогой мой, держится на неведении, зоркость духа - бич этого мира.
Эта зоркость приходит из мира иного, она лишает этот мир движения и жизни,
Зоркость - это Солнце, алчность - лед; зоркость . вода, а этот мир - грязь.
Несколько капель просочились сюда, чтобы приглушить рев алчности и зависти в нашем мире.
Если этот ручеек Невидимого наберет силу, в нашем мире не останется ни искусного, ни неудачника (М, I, 2066-70).
Покажешь ли мне такое, что не есть наш Царь? Однако Его колдовство ослепило людей.
Он ослепил твои глаза, и ты средь дня видишь облако пыли вместо Величайшего Солнца.
Вместо валов океана той взор находит кораблик в море.
Видя корабль, ныряющий и вновь поднимающийся, ты узнаешь о море. Так же слепец но людской толчее узнает о наступлении дня.
Разве ты не знаешь, что "Бог наложил печать..."? (К, 2:7). Бог накладывает печать, и Бог "устраняет завесы" (К, 50:22; Д, 2633-37).
Разве смогу я обмануть Тебя, смогу ли обвести Тебя вокруг пальца? Ведь Ты - корень всякой хитрости и путеводный луч для любого хитреца (Д, 14316).
Даже если тебе тысячу раз привалило счастье, не думай, что ты гарантирован от Божьей хитрости. Протри глаза и не воображай себя в безопасности.
Ведь столь тонка Божья хитрость, что дух твой, будучи всего лишь земным, может вообразить свою небесную природу (Д, 2297677).
Хитрость Бога неистощима. Вот Он являет пред тобой прекрасную форму, но в ней притаились злые, отвратительные формы. Он делает так для того, чтобы заносчивый гордец не вообразил, будто бы это ему пришла в голову прекрасная мысль или это он совершил чудесный поступок (Ф, 5/18).