Назад

к содержанию
Добро и зло

Дальше

Однако в пределах творения противоположности всегда относительны: здесь нет места абсолютным различиям. Абсолютное знание, абсолютная жизнь, абсолютное могущество принадлежит только Богу и являются Его Атрибутами. Проявляясь в мире, они в силу отдаленности от своего Истока ослабевают и теряют чистоту. Поэтому знание и могущество в нашем мире - лишь смутные отражения чистых и трансцендентных Атрибутов Самого Бога.
Большинство людей считают наиболее жгучей противоположность между добром и злом в нашем мире. Из сказанного выше должно быть ясно, что абсолютное добро можно обнаружить только в Боге. По мере удаления от своего Истока оно замутняется злом. Все в мире относительно: и благое и злое, ибо в творении не существует абсолютных качеств. Вместе с тем вещи являются благими или злыми для нас, но не для Бога, ибо для Него все без исключения служит единственной цели: выявить Сокрытый Клад. Более того, если бы в мире не было зла, то многие Божественные Атрибуты (к примеру, Всепрощающий и Мститель) не смогли бы проявиться. Какие грехи тогда смог бы Он простить или за что отомстить? В любом случае совершенство бесконечной способности Художника творить предполагает, что Его кисть будет изображать как красоту, так и уродство.

В мире нет абсолютного зла, ибо зло относительно: знай и это.
В целокупном Времени нет такого яда и нет такой услады, которые не были бы твердой опорой одному и кандалами для другого.
Один твердо стоит на этой опоре, а другой стреножен. Для одного это - яд, а для другого - услада.
В змеином яде - жизнь для змеи, и в нем же - смерть для человека.
Для морских существ океан - цветущий сад, а для земных он - смерть и мука (М, 4, 65-69).
Ничто не сотворено Богом понапрасну: ни ярость, ни терпение, ни добрый совет, ни вероломство.
Нет в них абсолютного блага, нет в них и абсолютного зла. Каждое может быть по-своему полезно или вредно, смотря по обстоятельствам: вот почему знать об этом необходимо (М, 6, 2597-99).
Если бы в человеке было одно только знание и ни капли неведения, он бы был прибран [Богом] и перестал существовать. Вот почему и невежество следует приветствовать: благодаря ему человек остается сущим; и знание также следует приветствовать, ибо оно ведет к прямому познанию Бога. Так одно помогает другому. Все противоположности схожи: хотя ночь противоположна дню, она ему помогает, и вместе они выполняют одну задачу...
Итак, все противоположности кажутся нам противоположными. Однако мудрец знает, что они исполняют одно дело и не противоположны друг другу. Найди-ка в мире зло, в котором не было бы добра, или добро, в котором не было бы зла! Возьмем, к примеру, человека, замышляющего убийство. Если прелюбодеяние вдруг поглотит все его помыслы, кровь не будет пролита. Как прелюбодеяние его поступок плох; но, поскольку он предотвратил убийство, он хорош. Добро и зло суть одно, их не разделить.
Вот почему мы доказываем ложность учения зороастрийцев. Они утверждают, будто существуют два Бога: один - тот, что сотворил зло, а другой - тот, что сотворил добро. Ну что же, покажите мне чистое добро без зла, и я признаю, что есть Бог зла и есть Бог добра. Однако это немыслимо, ибо добро не отделено от зла. Поскольку они не являются двумя отдельными вещами и их невозможно разделить, у них не может быть двух Творцов (Ф, 213-2 14/221).
Все хорошо для Бога, но не для нас. Блуд и целомудрие, молитва и ее забвение, неверие и ислам, идолопоклонство и единобожие - все это, соотнесенное с Богом,- добро. Однако в соотнесенности с нами блуд, воровство, неверие и идолопоклонство - зло, утверждение Единства, молитва и благодеяния - добро. Соотнесенное с Богом, все это - добро.
К примеру, царя окружают узилища, виселицы, почетные мантии, богатства, поместья, свита, банкеты, радость, барабанный бой и развевающиеся знамена. Для царя все это - благо. Как почетные одеяния, так и виселицы, казни и тюрьмы составляют совершенство его царства. Для него все совершенство. Однако его подданные сочтут ли виселицы тем же, что и почетную одежду? (Ф, 31/42-43).
Если сказать, что и зло исходит от Него, разве это уменьшит Его благость?
Даруя зло, Он также проявляет Свое Совершенство: позволь, о досточтимый муж, привести тебе пример!
Один художник создал как картины приятные и веселые, так и картины неприятные и невеселые.
Он написал Иосифа и прекрасных гурий, и он написал отвратительных чертей и злых духов.
И те и другие картины служат подтверждением его мастерства. Они не показывают его уродства, но являют его превосходство.
В его исполнении отвратительное исполнено уродства:
Так проявляется совершенство его знания, так отрицающий его мастерство бывает посрамлен.
Его следует счесть несовершенным, если он не сможет создать отвратительной картины. Вот почему Бог рядом с добрым рабом творит неверного.
В этом плане пред Ним свидетельствуют и вера и неверие: оба простираются ниц пред мощью Господа.
Однако верующий делает это по доброй воле, взыскуя довольства Бога;
Неверный также поклоняется Богу, хотя и против своей воли, думая, будто исполняет свою прихоть (М, 2, 2535-45).
Суфий сказал судье: "Тот, чьей помощи ищут, способен избавить нас от риска в наших делах.
Тот, кто превращает пламя в деревья и сады, способен удалить все неприятности из мира.
Тот, кто из шипов извлекает розу, может заставить весну прийти в декабре.
Тот, благодаря кому кипарис растет прямым и свободным, может обратить наше горе в радость.
Разве умалилось бы величие того, благодаря кому все несуществующее обрело бытие, если бы он сделал это бытие вечным?
Разве тот, кто дает телу дух, потерял бы что-нибудь, избавив его от смерти?
Что бы произошло, если бы сей Наищедрейший даром удовлетворил сокровенные чаяния своих рабов
И уберег слабые создания от искусов эго и соблазнов затаившегося в зарослях дьявола?"
Судья ответил: "Если бы не было горьких заповедей, красоты и уродства, булыжников и жемчужин,
Если бы не было сатаны, эго и своеволия, ударов судьбы, битв и войн,
То каким именем, скажи мне, нарек бы Царь Своих подданных?
Смог ли бы Он тогда сказать: "О терпеливый человек! О смиренный раб!" Как смог бы Он тогда сказать: "О смелый человек! О мудрый человек!"
Если бы не было лихих людей и проклятых чертей, откуда тогда взяться терпеливому, честному и щедрому во имя Бога (см. К, 3:17)?
Тогда бы не было различия между Хамзой, Рустамом и презренным мужеложцем. Ни к чему бы были знание и мудрость, и никто бы к ним не стремился.
Знание и мудрость нужны для того, чтобы отличать правильное от неверного. Если бы все было правильным, тогда мудрость стала бы бесполезной.
Так неужели ты готов разрушить оба мира лишь для того, чтобы угодить своим ничтожным природным склонностям?
Конечно же, я знаю, что тебя отличает чистота и зрелость, а вопрос твой задан ради простонародья" (М, 6, 1739-55).
Бог желает и доброго и злого, но поощряет только доброе. Ведь Бог сказал: "Был Я Кладом Сокрытым, и захотелось Мне стать ведомым". Божья воля, без сомнения, содержит и повеления и запреты. Повеление только тогда повеление, когда человек сам не расположен совершить предписываемый поступок. Ведь никому не придет в голову сказать: "Голодный, насыщайся яствами и сладостями!" А если кто так и скажет, это будет не повелением, а скорее угощением. Точно так же не воспрещают делать то, что человек и так не намерен совершать. Нельзя сказать: "Не ешь камней и колючек!" - а если кто так скажет, то это не будет называться "запретом".
Поэтому предписаний добра и запретов зла не может быть без эго, склонного ко злу. Желать существования такого эго означает желать зла. Однако Бог не одобряет зло, ведь иначе Он не стал бы предписывать людям добро. Точно так же человек, желающий стать наставником, хочет, чтобы ученик его был невежествен. Ведь без невежества не бывает наставничества, а желать нечто означает желать и все для этого необходимое. Но вместе с тем наставник не одобряет невежество ученика, иначе он не учил бы его. Точно так же врач желает, чтобы люди были больны, ибо ему хочется практиковать свое искусство, а если бы не было болезней, искусство врача никогда бы не проявилось. Вместе с тем он не одобряет болезни, так как иначе не лечил бы их. Или вот булочнику хочется, чтобы люди чувствовали голод, ибо тогда он сможет проявить свое искусство и заработать на жизнь. Однако он не одобряет голод, иначе не продавал бы свой хлеб...
Итак, Бог желает зла в одном отношении, хотя в другом не желает его. Наши противники говорят, что Бог вовсе не желает зла. Однако нельзя хотеть вещь, не желая тем самым всех ее последствий. Но Его повеления и запреты предполагают существование упрямого
эго, по натуре склонного ко злу и отвращающегося от добра. Существование такого эго предполагает существование всех зол в этом мире. Если бы Он не желал этих зол, Он не пожелал бы и эго. Если бы Он не пожелал существования эго, Он тем самым не захотел бы и повелений и запретов, предназначенных для эго. Далее, если бы Он одобрял это зло, Он бы ничего не предписывал эго и не воспрещал бы ему. Короче говоря, зло желанно, но не ради себя самого.
Наши противники утверждают: "Если Он желает блага, а предотвращение зла - благо, следовательно, Он желает предотвращения зла". Однако невозможно предотвратить зло, если зла нет.
Или же они скажут: "Он желает, чтобы люди верили". Однако вера возможна только после неверия:
неверие является одним из необходимых условий веры.
Итак, нельзя желать зла ради него самого. Однако желание зла ради блага не порицается (Ф, 179- 180/186-188).

Современному читателю, знающему, сколь великое зло и страдание человек может причинить своему ближнему, взгляды Руми на проблему соотношения добра и зла могут показаться несколько отвлеченными и сухими. Однако у Руми есть и другая точка зрения, затрагивающая самую суть той "экзистенциальной дилеммы", которую для многих составляет существование зла и страдания. Но почувствовать пламенную страсть его поэтических строк может только тот, кто хорошо знает, что такое конечное человеческое "я" и какие муки переживает отделенный от Бога человек. Об этом пойдет речь в третьей части настоящей книги ("Приближение к Богу"). И все же я привожу здесь высказывание Руми о зле, хотя, думаю, его смысл полностью прояснится только тогда, когда книга будет дочитана до конца.

Не обращай внимания на происшествия во Времени, на все, что происходит от небесных сфер и так омрачает жизнь!
Не обращай внимания на скудость хлеба насущного и средств пропитания, на голод, страх и дрожь ужаса!
Подумай вот о чем: несмотря на всю горечь мира, ты привязался к нему страстно и без оглядки.
Знай, что горькое наказание - это Милость! Знай, что империя Марва и Балха - это Наказание!..
Ибо жестокость Времени и все страдания в мире перенести легче, чем удаленность от Него и неведение.
Ведь жестокость пройдет и исчезнет, а удаленность - нет. Только тот имеет счастливый удел, чей дух пробужден и обращен к Нему (М, 6, 1733-36, 56-57).


Hosted by uCoz