Назад

к содержанию
Противоположности

Дальше

Руми часто обращается к поговорке "Все уясняется в сравнении с противоположным". Эта истина находит подтверждение и в повседневном опыте, ибо лишь благодаря различию и противоположности в мире может существовать неисчислимое множество вещей. Если бы какие-нибудь две вещи оказались неотличимы, т. е. не "противоположны" друг другу хоть в чем-то, они были бы одной вещью. Каждый член пары существует только благодаря своей противоположности: таковы день и ночь, совершенство и ущербность, цельность и поврежденность, радость и уныние, новое и старое, дух и тело. Любой из этих сопряженных терминов существует и познается через свою противоположность. Так обстоит дело со всем, кроме Бога. Он один не имеет противоположности, превосходя их все. Он один является поистине "совпадением противоположностей" (джам'-и аддад), где любое противоположение растворяется в Океане Единства. По этой же причине мы не можем познать Его, ибо нет противоположности, "благодаря которой Он может быть уяснен".

Бог сотворил страдание и боль, дабы ликование и радость явились через свою противоположность.
Скрытое проявляется благодаря своим противоположностям, но Бог, у которого нет противоположности, остается скрытым.
Взгляд сначала различает свет, а потом - цвет:
противоположности выявляют друг друга как черное и белое.
И ты постигаешь свет благодаря его противоположности: в твоей груди одна противоположность раскрывает другую. Божественному свету ничто в творении не противоположно, и он не может выявиться в противоположении.
Поэтому твои "взоры не постигают Его, но Он постигает взоры" (К, 6:104): возьми в наставники Моисея на Синае 14.
Как лев, выпрыгивающий из зарослей, как голос и речь, производимые мыслью, так и форма возникает из смысла...
Форма рождается речью и затем умирает, она возвращает морю его волну.
Форма приходит от Бесформенности, а затем возвращается, ибо "к Нему возвращаемся мы" (К, 2:156) (М. I, 1130-36, 40-41).
Средоточием для проявления любой вещи служит ее противоположность, и любая вещь помогает своей противоположности.
Все, что написано на черной странице, будет скрыто, ибо и страница и письмена - цвета смолы (Д, 3761-62).
Кто не видел змея Моисея, воображает, будто веревки волхвов были живыми существами.
Птица, не видевшая чистой воды, моет свой перья в соленой луже.
Ничто не познается иначе, как через противоположное: познав жестокость, ты поймешь, что такое ласка (М, 5, 597-599).
Не познав зла, ты не узнаешь, что такое добро: лишь через противоположное проникают в суть вещей, о юный отрок! (М, 4, !345).
Во всяком луче света скрыто пламя, и не найти розу без шипов; скрытый в древних развалинах клад стерегут змеи.
Но Твой Розовый Сад лишен шипов! Твой Свет не жжет! Твое Сокровище не стерегут змеи, и приближающегося к нему не ждут клыки и удары! (Д, 25634-35).
Разум не способен описать Его, ибо Он - Совпадение Противоположностей. О чудное бессоставное Построение! О чудная Вынужденность, чей акт свободен! (Д, 26832).
Творец унижает и возносит: без этих двух Атрибутов не состоится никакое Действие.
Взгляни, сколь принижена земля и сколь вознесены небеса: без этих двух Атрибутов небеса, мой Друг, не пришли бы в движение!
Почва также бывает унижена и вознесена, но по-своему: полгода она пустынна, а полгода зелена и свежа.
Унижение и возвышение этого гореносного Времени таково: оно наполовину день, а наполовину - ночь.
Унижение и возвышение составного тела в том, что иногда оно здорово, а иногда бывает больным.
Знай, что все в мире таково: голод и засуха, мир и война - все умножает наши печали и тревоги (М, 6, 1847-52).
Божественная Мудрость накрепко соединила эти противоположности. О Мясник, вместе с шеей Ты даешь и филе!
Дух не может действовать без тела. Тело без духа закостеневает.
Твое тело явлено, а дух скрыт: вместе они всему в мире дают должный порядок.
Ты не проломишь голову, если ударишь по ней горстью земли; и не проломишь ее, если ударишь водой.
Если хочешь проломить ему голову, смешай прах с водой (М, 5, 3422-26).
Жизнь - это мир между противоположностями, смерть - явление вражды меж ними.
Божье Мягкосердие соединило льва и овцу, сии столь отличные одна от другой противоположности (М, I, 1293-94).

В некоторых процитированных строфах Руми упоминает противоположности, которыми характеризуется фундаментальная структура естественного мира. Четыре первоэлемента - земля, воздух, огонь и вода,- которые никогда не выявляются в чистом виде, тем не менее определяют особенности онтологии внешнего мира. Непосредственным отражением этих первоэлементов служат четыре одноименные субстанции. Однако в окружающем нас мире все, в том числе и явленные земля, воздух, огонь и вода, представляет собой смесь четырех первоэлементов. Поэтому считается, что в чистом виде первоэлементы существуют между небесами (духовным миром) и землей (материальным миром).
Первоэлементы, которые часто называют "столпами" (аркан) материального мира,- в конечном счете основополагающие направления, заданные онтологии нашего мира Божественными Атрибутами. Некоторые суфии, говоря о четырех столпах Божественной Сущности, подразумевают четыре основополагающих Божественных Атрибута, а первоэлементы считают внешним проявлением этих четырех Имен.
Первоэлементы и их качества показаны на схеме "Элементы и их качества". Нетрудно заметить, что каждый элемент противоположен всем другим по одному или обоим качествам. Благодаря смешению этих первоэлементов существует физический мир.

Элементы и их качества

ВОЗДУХ
горячий
влажный
горячий
влажная
ОГОНЬ
ВОДА
сухой
холодная
сухая
холодная
ЗЕМЛЯ

 

Взгляни внимательно, и увидишь, что все вокруг тебя - в непрестанной вражде: пылинка воюет с пылинкой, как вера бьется с неверием...
Но духовный взор открывает, что наши вражда и мир произведены не нами: они - "меж двух пальцев Его".
Война в природе, война деяний, война слов - ужасающая битва меж отдельными частностями.
Но мир существует благодаря этой вражде. Взгляни на четыре элемента, и ты легко поймешь это.
Четыре элемента - как четыре незыблемых столпа, поддерживающих крышу небес.
Но каждый столп разрушает какой-нибудь другой: водный столп разрушает огненный.
Творение зиждется на противоположностях: мы всегда будем переживать прибыль и убыток...
Но тот мир всецело вкушает вечность и процветание, ибо он не составлен из противоположностей.
Противоположности без устали уничтожают друг друга; но когда противопоставленность исчезает, остается вечное существование...
Бесцветность - корень любого цвета, мир - корень всех войн.
Тот мир - корень сей юдоли печали; единство - корень всех расставаний и разлук.
Но почему, друг мой, мы живем среди противоположностей? Почему Единство порождает всю эту множественность?
Потому что мы - ветвь, а четыре противоположных элемента - корень. Корень передает ветви свои качества.
Но поскольку духовная субстанция не приемлет разделения, она не имеет отношения к этим качествам:
ее качества коренятся в Божественном Величии (М, 6, 36, 45-50, 56-57, 59-63).

 

Hosted by uCoz