Божественные
Имена и Атрибуты можно подразделить на две категории, которые обычно обозначают
как "Сущностные Атрибуты" и "Атрибуты Действия". В первую
попадают все те Имена, противоположные которым нельзя приписать Богу. Скажем,
Бог является Живым, Всемогущим, Всевидящим, тогда как противоположное не может
о Нем сказываться. Вторая категория включает те Имена, чьи противоположности
также являются Божественными Именами:
"Возвеличивающий" - "Унижающий", "Жизнедаритель"
- "Умерщвляющий". Многие Имена Действия, в свою очередь, могут быть
подразделены на так называемые Атрибуты Мягкосердия (лутф) и Атрибуты Суровости
(кахр). Пример такого деления приведен в таблице 1
Таблица1
Некоторые Божественные Имена
Сущностные
имена
|
Имена
Действия
|
|
Грозные
Имена
|
Мягкосердные
Имена
|
|
Царь
|
Грозный
|
Мягкосердный
|
Всесвятый
|
Сгибающий
|
Возносящий
|
Справедливый
|
Унижающий
|
Возвеличивающий
|
Защитник
|
Умерщвляющий
|
Жизнедаритель
|
Свет
|
Мститель
|
Всепрощающий
|
Творец
|
Отнимающий
|
Оделяющий
|
Живой
|
Ущербляющий
|
Одаривающий
|
Всемогущий
|
Сужающий
|
Расширяющий
|
Всезнающий
|
||
Всеслышащий
|
||
Всевидящий
|
||
Глаголющий
|
||
Волящий
|
Имя "Мягкосердный" для Руми синоним Имени "Милостивый", а Имя "Суровый" - Имени "Гневный". Согласно известному высказыванию, возводимому к Пророку, Бог утверждает: "Моя Милость опережает Мой Гнев". Для Руми это высказывание звучит как: "Имена Моего Мягко.сердия опережают Имена Моего Гнева и преобладают над ними". Руми считает, что милосердие, радость и красота внутренне присущи всему сотворенному миру и преобладают во всех его формах. Такое видение мира непосредственно вытекает из отмеченного выше понимания Божественных Имен и Атрибутов: все творение - это проявление Имен Божественного Гнева и Мягкосердия, однако последние онтологически всегда преобладают над первыми. Когда мы видим вокруг себя страдание и зло, в которых проявляются Его Гнев и Суровость, мы должны помнить, что и Божественное Милосердие и Мягкосердие не заставят долго ждать себя. Точнее, страдание и зло существуют только для того, чтобы явить еще большую радость и благо. Сколь удручающей и унылой ни была бы форма, ее смыслом неизменно является Милость, которая всегда опережает Гнев.
Бог обладает двумя Атрибутами: Суровостью и Мягкосердием. В пророках проявляются они оба, тогда как верующие являют его Мягкосердие, а неверные- Его Суровость (Ф, 222/227).
В смехе слышится Твое Мягкосердие, в стенаниях - Твоя Суровость.
Эти два противоположных проявления говорят в нашем мире об одном и том же Возлюбленном.
Мягкосердие вводит в заблуждение забывчивых:
они забывают о Суровости и впадают в грех.
Суровость лишает некоторых всякой надежды: такие предаются крайнему отчаянию.
Добрейший посредник, Любовь, приходит и к тем и к другим, защищая их потерянные души (Д, 8571-75).
Взгляни на Его Мягкосердие, и скалы станут мягче воска; взгляни на Его Суровость, и даже воск обратится в гранит (Д, 5795).
Милосердие опережает Его Гнев. Если ты стремишься к началам духа, взыскуй первый Атрибут! (М, 4, 3205).
Пламень геенны - пылинка Божьей Суровости, хлыст для устрашения черни.
И пусть Его Суровость всепоглощающа и могуча,- взгляни на опережающую ее прохладу Его Мягкосердия!
Эта первичность смысла неизреченна и неисследима: видел ли ты, чтобы опережающее и отстающее не создавали двойственности?..
Поистине, Суровость устрашает; но едва ты начинаешь трепетать, как она являет свой гладкий и приятный лик,
Ибо устрашающая форма метит в отрицающего,- а как только ты обезоружен, она обращается в Мягкосердие и Доброту (М, 4, 3742-44, 53-54).