Назад

к содержанию
Мягкосердие и Суровость

Дальше

Божественные Имена и Атрибуты можно подразделить на две категории, которые обычно обозначают как "Сущностные Атрибуты" и "Атрибуты Действия". В первую попадают все те Имена, противоположные которым нельзя приписать Богу. Скажем, Бог является Живым, Всемогущим, Всевидящим, тогда как противоположное не может о Нем сказываться. Вторая категория включает те Имена, чьи противоположности также являются Божественными Именами:
"Возвеличивающий" - "Унижающий", "Жизнедаритель" - "Умерщвляющий". Многие Имена Действия, в свою очередь, могут быть подразделены на так называемые Атрибуты Мягкосердия (лутф) и Атрибуты Суровости (кахр). Пример такого деления приведен в таблице 1

Таблица1

Некоторые Божественные Имена

Сущностные имена
Имена Действия
Грозные Имена
Мягкосердные Имена
Царь
Грозный
Мягкосердный
Всесвятый
Сгибающий
Возносящий
Справедливый
Унижающий
Возвеличивающий
Защитник
Умерщвляющий
Жизнедаритель
Свет
Мститель
Всепрощающий
Творец
Отнимающий
Оделяющий
Живой
Ущербляющий
Одаривающий
Всемогущий
Сужающий
Расширяющий
Всезнающий
Всеслышащий
Всевидящий
Глаголющий
Волящий

Имя "Мягкосердный" для Руми синоним Имени "Милостивый", а Имя "Суровый" - Имени "Гневный". Согласно известному высказыванию, возводимому к Пророку, Бог утверждает: "Моя Милость опережает Мой Гнев". Для Руми это высказывание звучит как: "Имена Моего Мягко.сердия опережают Имена Моего Гнева и преобладают над ними". Руми считает, что милосердие, радость и красота внутренне присущи всему сотворенному миру и преобладают во всех его формах. Такое видение мира непосредственно вытекает из отмеченного выше понимания Божественных Имен и Атрибутов: все творение - это проявление Имен Божественного Гнева и Мягкосердия, однако последние онтологически всегда преобладают над первыми. Когда мы видим вокруг себя страдание и зло, в которых проявляются Его Гнев и Суровость, мы должны помнить, что и Божественное Милосердие и Мягкосердие не заставят долго ждать себя. Точнее, страдание и зло существуют только для того, чтобы явить еще большую радость и благо. Сколь удручающей и унылой ни была бы форма, ее смыслом неизменно является Милость, которая всегда опережает Гнев.

Бог обладает двумя Атрибутами: Суровостью и Мягкосердием. В пророках проявляются они оба, тогда как верующие являют его Мягкосердие, а неверные- Его Суровость (Ф, 222/227).
В смехе слышится Твое Мягкосердие, в стенаниях - Твоя Суровость.
Эти два противоположных проявления говорят в нашем мире об одном и том же Возлюбленном.
Мягкосердие вводит в заблуждение забывчивых:
они забывают о Суровости и впадают в грех.
Суровость лишает некоторых всякой надежды: такие предаются крайнему отчаянию.
Добрейший посредник, Любовь, приходит и к тем и к другим, защищая их потерянные души (Д, 8571-75).
Взгляни на Его Мягкосердие, и скалы станут мягче воска; взгляни на Его Суровость, и даже воск обратится в гранит (Д, 5795).
Милосердие опережает Его Гнев. Если ты стремишься к началам духа, взыскуй первый Атрибут! (М, 4, 3205).
Пламень геенны - пылинка Божьей Суровости, хлыст для устрашения черни.
И пусть Его Суровость всепоглощающа и могуча,- взгляни на опережающую ее прохладу Его Мягкосердия!
Эта первичность смысла неизреченна и неисследима: видел ли ты, чтобы опережающее и отстающее не создавали двойственности?..
Поистине, Суровость устрашает; но едва ты начинаешь трепетать, как она являет свой гладкий и приятный лик,
Ибо устрашающая форма метит в отрицающего,- а как только ты обезоружен, она обращается в Мягкосердие и Доброту (М, 4, 3742-44, 53-54).

Hosted by uCoz