Назад

к содержанию
Сущность, Атрибуты и Действия

Дальше

Теология и метафизика ислама проводят различие между Богом-в-Себе, или Божественной Сущностью (зат), и Богом, как Он описывает Себя в откровении. Например, в Коране Бог называет Себя различными Именами - "Милостивый", "Всезнающий", "Живой", "Всемогущий". Эти Имена [асма') подсказывают нам, что Бог обладает Атрибутами (сифат) Милосердия, Знания, Жизни и Мощи. Но что такое Бог-в-Себе, в Своей подлинной Сущности? Это выходит за пределы нашего понимания. Таким образом, мусульмане отличают Божественную Сущность от Божественных Имен и Атрибутов.
Различие между Сущностью и Атрибутами - чисто понятийное, поскольку, с онтологической точки зрения, Различия между тем и другим нет: Имена и Атрибуты в своем бытии не отличаются от Сущности. Сущность едина, и каждое Имя или Атрибут тождественны ей. Вместе с тем ясно, что должна существовать какая-то разница между Божественным Всепрощением и Наказанием, между Его Зрением и Слухом. Это разница, однако, не проявляется в пределах Сущности, которая представляет собой;
Единство во всех отношениях; она выявляется только в Его "действиях" (аф'аль), или "воздействиях" ('асар), называемых также "творением" (хальк, махлюкат). В Божественной Сущности Возмездие и Прощение тождественны, ибо на этой ступени никакого дуализма быть не может. Однако в творении эта пара Атрибутов может иметь бесконечное число проявлений, наиболее яркими из которых будут небеса и ад.

Представь, что творения Божьи подобны чистой прозрачной воде, наполненной светом атрибутов Всемогущего.
Их знание, справедливость или доброта - отражение небесных звезд в стремительном ручье.
Цари - средоточие проявление Божественной Царственности, а мудрые - Его Знания.
Многие поколения сменили одно другое, и вот пришло еще одно. Луна - все та же, только вода различна.
Справедливость все та же, и мудрость все та же - но сменились народы и нации.
Поколение за поколением ушли. Друг мой, но эти Смыслы пребывают неизменны.
Вода в ручье сменилась много раз, но отражение Луны и звезд не изменилось...
Все запечатленные формы - отражение в воде ручья: протри свои глаза и увидишь: все они - не что иное, как Он (М, 6, 3172-78, 83).

Действия Бога подразделяются на духовные и материальные. Таким образом, есть три основных уровня бытия: Бог, духовный мир и мир материальный. Все они упомянуты в кораническом стихе: "Не ему ли принадлежат творение и повеление?" (К, 7:54). "Творение" обозначает здесь физическое сотворение, а "повеление" - духовный мир, который, как уже говорилось, происходит "от повеления Господа моего".

Знай, что в аяте "Не Ему ли принадлежит творение и повеление?" творение обозначает форму, а повеление - угнездившийся в ней дух (М, 6, 78).
Божественная Любовь - это солнце совершенства, ее свет- повеление, а твари подобны теням (М, 6, 983).
Блеск и сияние творений взяты на время взаймы, блеск и сияние повеления от оного неотъемлемы (М, 2, 1103).
В тварном мире есть пространственные изменения, но мир повеления и Атрибутов от них свободен.
Знай, Друг мой, что в мире повеления нет измерений! А уж тем более не найдешь их в Повелителе.
Разум лишен измерений, а "Учитель Красноречия" (т. е. Бог; см. К,55:4) больше разум, чем сам разум, больше дух, чем сам дух.
Нет твари, что не была бы связана с Ним, но эта связь, мой дорогой, неизреченна!
Ведь в духе невозможно составление и разъятие, тогда как мысль постигает только этими двумя путями...
Как же разуму найти дорогу к этой связи? Ведь разум - пленник составления и разъятия.
Вот почему Мухаммед наставлял нас: "Не пытайтесь постичь Божественную Сущность!"
Относительно Его Сущности можно постичь только одно: нет надежды постичь Его Сущность (М, 4, 3692-96, 699-701).
Раз для тебя недостижима Его Сущность, направь свой взор на Атрибуты. Если не видишь Лишенного Измерений, узри Его свет измеренный (Д, 4106).
Тот, от кого скрыты Атрибуты, видит дело Его рук, а кто потерял из виду Сущность, для того есть Атрибуты.
Зачем, мой юный отрок, достигшим единения с Ним взирать на Его Атрибуты, коль скоро они растворились в Сущности? (М, 2, 2812-13).
Во всяком случае, и ты в данный момент лицезреешь Бога в Его Действиях и Воздействиях. В каждый миг ты видишь нечто новое, ибо ни одно из Его Действий не походит на другое (Ф, 113- 114/124-125).

Читай стих "Всякий день Он за каким.либо делом" (К, 55:29) и не воображай, будто Он бездействует.
Наименьшее из Своих Деяний совершает Он, ежедневно высылая три армии:
Одну - от чресел к матерям, дабы растить плод в утробе;
Другую - из утроб в эту мусорную яму, дабы наполнился мир мужами и женами;
И третью - из этого пристанища праха в могилу, дабы каждый узрел свои добрые дела (М, I, 3071-75).
Любой может увидеть плоды и результаты Божественной милости, но кому, кроме Него Самого, ведома ее сущность?
Сущность Его Совершенных Атрибутов нельзя познать иначе, как через результаты их воздействия или по аналогии.
"Это очень похоже на сладость" - только и можно сказать ребенку, которому неведома суть соития.
Но разве, о учитель, сущность любовной страсти схожа со сладостью сластей?..
Большинство людей не способны проникнуть в сущность, но есть, мой друг, и исключения.
Сущности и таинство их тайн открыто явлены взору совершенных святых.
Во всем бытии есть ли что.либо менее доступное пониманию и схватыванию, чем Сущность Бога?
Но если и она открывается Его приближенным, какая другая сущность или атрибут останутся скрытыми? (М, 3, 3635-З8, 50-53).
Бог близок к тебе чрезвычайно. Какой бы ни была твоя мысль или представление, за ней непосредственно стоит Бог. Ведь это Он дает бытие мысли или представлению и помещает их пред тобой. Однако Он столь близок, что ты не можешь видеть Его. Разве есть в этом что.то удивительное? Что бы ты ни делал, твой разум всегда пребывает с тобой, служа началом действия. Но ты не можешь увидеть разум. Хотя тебе видны результаты его воздействий, ты не можешь видеть его сущность (Ф, 172/180).
Говоря, что Бог не находится на небесах, мы не хотим сказать, что Его там нет. Мы имеем в виду, что небеса не заключают Его в себе: это Он заключает
в себе небеса. Он связан с небесами, но эта связь неизреченна и неисследима. Точно такую же связь, неизреченную и неисследимую, поддерживает Он с тобой. Все - под дланью Его Мощи. Все - в средоточии Его Самопроявления, все подчинено Его контролю. Так что Он - не вне небес и тварных миров, но и не вполне в них. Иначе говоря, все это не охватывает Его, но Он охватывает все это (Ф, 212/219).

Hosted by uCoz