Назад

к содержанию
Всеобщий и частичный разум

Дальше

Только разуму пророков и святых удалось по-настоящему разоружить эго. Когда небосклон очищен, свет солнца не встречает никаких помех. В своем полном свечении разум именуется "Всеобщим Разумом" ('акл-и кулли), или "Разумом разума". На этой ступени разум способен постигать смысл каждой формы и "видеть вещи в их подлинной сути". Однако разум большинства людей - сколь бы умными или высокоинтеллектуальными они ни были - затуманен шлаками эго. Такие затуманенные разумы называются "частичными" ('акл-и джузви). Само собой разумеется, множество градаций частичных разумов. И Всеобщий разум хотя он и един, каждому пророку и святому открывается в разной мере.
Частичный разум нуждается в подпитке извне, обретая в научении "телесное знание". Всеобщий Разум самодостаточен. Он является источником "религиозного знания" и не испытывает нужды ни в какой посторонней помощи.

Есть два вида разума. Первый - приобретенный: подобно школяру,
Ты получаешь его из книг, от учителей, в размышлении и заучивании, постигая прежде неведомые тебе понятия, знания и науки.
Твой разум теперь превосходит разум других людей, но ты отягощен всеми этими приобретениями...
Другой разум даруется Богом. Его исток - в средоточии духа.
Воды знания, изливающиеся из кипящей груди, никогда не потеряют своей живости, свежести и цвета.
И даже если внешний источник перекрыт, не стоит беспокоиться, коль внутри дома вода течет без остановки.
Приобретенный разум подобен источнику, подведенному к твоему дому извне.
Он бессилен, если что-то преграждает ему путь. Ищи родник внутри себя! (М, 4; 1960.63, 65-68).
Смотри, сколь разнолики все эти разумы, отличающиеся друг от друга, как небо от земли!
Один сияет как Солнце, другой - не больше Венеры или кометы. В одном светильнике весело потрескивает пламя, в другом чуть не затухает последняя искра...
Частичный разум обесчестил Разум; находясь во власти мирских желаний, человек лишился Предмета своего желания (М, 5, 459-61, 463).
Мухаммеда называли "неграмотным" (умми), но не потому, что он не умел писать или не знал грамоты, а потому, что его знания и мудрость имели внутренний, а не внешний источник. Разве тот, кто может покрыть лик Луны письменами, не умеет писать? Чего в мире не знал он? Ведь все учатся у него. Может ли частичный разум обладать чем-нибудь, чего нет у Всеобщего Разума? Частичный разум не может сам по себе произвести того, с чем он ранее был не знаком.
Нет ничего нового в тех сооружениях и конструкциях, которые создают люди. Они уже когда-то видели нечто подобное и просто добавляют к этому что-то еще. Производящие действительно новое являются Всеобщим Разумом. Частичный разум можно научить разным вещам: он нуждается в обучении. Учитель - Всеобщий Разум: он не испытывает никакой нужды (Ф, 142/151).
Философ находится в плену понятий разума; чистый святой поднялся к Разуму разума.
Разум разума - семя, твой разум - шелуха. Желудки животных вечно просят шелухи.
Ищущий семени полон презрения к шелухе: только семя имеет цену для благонравных святых.
Если даже кожица разума представляет сотню аргументов, может ли Всеобщий Разум сделать хоть одно неточное движение? (М, 3, 2527-30).

 

Hosted by uCoz