Руми часто обозначает животный дух термином "нафс", который обычно переводят словом "душа". В арабском и персидском языках термин "нафс" иногда выступает как синоним слов "рух" или "джан" ("дух"). Изредка Руми использует этот термин для обозначения высших ступеней духа, однако обычно он служит у него указанием на животный дух. По меньшей мере частично основой такого словоупотребления служит аят: "Я не считаю себя невинным: душа [человека] склонна ко злу" (К, 12:53). Суфии часто называют эту душу нафс-и аммара ("душа, склонная [ко злу]"). Ввиду того, что в это понятие вкладывается негативный смысл, тогда как слово "душа" имеет положительные коннотации, мы выбрали в данном случае для его перевода слово "эго".
Когда Соломон покидает дворец, джинн занимает его трон: если нет терпения и разума, твое эго склонно ко злу (Д, 5798).
Чувственное эго не видит и не слышит Бога (М, 4, 235).
Коран полон описаний злобных устремлений эго. Читай Священную Книгу и будь прозорлив! (М, 6, 4862).
Не привязывай себя к этому вороватому эго. Что не от Бога, то пустая суета! (М, 2, 1063).
Птица, вырвавшаяся из силков своего эго, без боязни летит куда угодно (Д, 7337).
Эго похоже на осень, укутавшую своим покровом чудный сад. Но с приходом весеннего духа сад излучает улыбку (Д, 29958).
Забыв Иисуса, ты принялся нянчить его осла. Тогда оставайся вместе с ослом за кулисами.
Пойми, упрямый человек: знание - удел Иисуса, а не его осла...
Покажи свои чувства Иисусу, а не ослу! Не дай твоей животной природе взять верх над разумом...
Сказав: "Пусть женщины будут последними", Пророк имел в виду твое эго. Эго должно стоять последним, а разум - первым.
Твой презренный разум во всем уподобился ослам. Единственная мысль его теперь: "Как мне найти корм и пропитание?" (М, 2, 1850-51, 53, 56057).
О горе, больше нет моего осла! Внезапно сдох мой осел! И слава Богу: больше не увижу его навоз у своего порога!
Плохо, когда умирают ослы, но для меня это - большая удача. Теперь, когда моего осла больше нет, рядом со мной Иисус.
Я все искал корыто с кормом: нет больше сил! Ради моего согбенного осла я сам согнулся в дугу.
Злой волк не причинил бы мне того, что сделал со мною мой осел. От боли корчась, о Боже, я чуть не потерял сам себя (Д, 19072-75).
Поскольку
дух - "от повеления Господа моего", а Бог всезнающ, знание и сознание
составляют одну из сущностных характеристик духа. Однако эго столь далеко от
светозарного чистого сознания духа, что, подобно телу, не способно воспринимать
изливающийся в его темень свет.
В силу самой своей природы дух обладает способностью различения, известной под
названием "разум". Различия в уровне духовного развития людей в значительной
мере объясняются тем, насколько свет разума пронзает пелену эго. Практически
в любом из нас разум и эго постоянно враждуют. Чаще всего верх одерживает эго,
и поэтому большинство людей не отличают истину от лжи, действительное от кажущегося,
смысл от формы. У пророков и святых эго полностью побеждено разумом. У их последователей,
у верующих, разум начинает подчинять себе эго.
В одну клетку заточили сокола и ворону: какие раны они наносят один другому...
Разум и эго, отлученные от своего Истока, в опьянении бьются и страдают в нашей груди (Д, 33508; 10).
Когда бы приутихли крики твоего ослиного эго, зов разума стал бы твоим Мессией (Д, 34042).
Разуму самой его природой дано видеть исход всех событий, но для эго это безразлично.
Подчинившийся эго разум сам превращается в эго: побежденный Сатурном Юпитер уже не сулит удачи (М. 2, 1548--49).
Разум светозарен, он ищет блага. Как же тогда темное эго может подчинить его?
Эго в теле у себя дома, а разум здесь - чужак: у этого порога и пес кажется грозным львом (М, 2, 2557-58).