Назад

к содержанию
Градации Духа

Дальше

Соотношение между телом и духом не столь просто и однозначно, как может показаться на первый взгляд. Как мы убедились, смысл имеет разные уровни проявления, и только в конечном итоге он может быть отождествлен с Самим Богом. Поэтому промежуточные уровни смысла являются "тонкими" (латиф) в сравнении с формами и телами, но "грубыми" (касиф) в сравнении с Богом.

Как по отношению к тонким смыслам человека его тело является грубым, так и в сравнении с тонкостью Бога даже эти неизреченные и тонкие смыслы представляются грубыми телами и формами (Ф, 99/110-111).

Точно так же и дух имеет несколько градаций, причем нижние уровни могут считаться как бы телами или формами в сравнении с более высокими. Руми намечает четыре основных уровня: дух животного, дух человека, ангельский Дух (или дух Гавриила) и Мухаммеданский дух (или Дух святых). Еще выше стоит Бог, который, хоть и трансцендентен для духа, зачастую метафорично обозначается как "Дух".
Животный (природный, или огненный) дух одинаков у человека и животных. Благодаря ему все они являются одушевленными. Поэтому персидское слово "джан", означающее "дух", нередко становится (и Руми в данном случае не составляет исключения) синонимом "жизни": традиционная исламская мысль практически не различает эти два понятия. Многие из приведенных в этой книге стихотворений ничего не потеряли бы - а может быть, и выиграли,- если бы слово "джан" было переведено как "жизнь", а не "дух"; однако, чтобы не нарушать однозначности передачи терминов, мы сохранили только второе значение. Если помнить о тесной связи понятий "дух" и "жизнь", смысл подобных строк будет яснее.
Животный дух обретает бытие и погибает вместе с телом. Для него характерна множественность и распыленность, в отличие от более высоких уровней духа, причастных к единству. Этот дух питается "водой и прахом", ибо привязан к телу настолько, что почти неотличим от последнего. Животный дух относится к следующему уровню градации духа как форма к смыслу или шелуха к семени.

Как и само тело, телесные качества взяты напрокат; не будь привязан к ним, их осуществление мимолетно!
Качества природного духа также подвержены распаду. Посему взыскуй качеств того духа, что превыше небес (М, 4, 1840-41).
Что за чудеса! Не стыдно ли тебе, брат мой, за дух, питающийся хлебом? (Д, 28664).
Множественность принадлежит животному духу; "Единая душа" - это человеческий дух (М, 2, 188).

Провести различие между следующими тремя уровнями духа уже сложнее, ибо они все причастны единству и в каком-то смысле суть одно и то же. Можно сказать, что человеческий дух - это тот аспект действительного бытия человека, который отличает его от животных; иными словами, это способность к членораздельной речи и самосознание. Отличительной чертой этого духа является способность к различению. Поскольку он умеет различать правду и ложь, добро и зло, абсолютное и относительное, красоту и уродство и т. п., этот дух именуется "разумом" ('акль). Вместе с тем человеческий дух обретает свою полную актуальность только по прохождении всего пути духовного развития. Поэтому лишь святые вполне владеют им, тогда как сознание обычных людей находится под пятой животного духа. Более подробно это будет рассмотрено ниже.
Не будет ошибкой утверждать, что человеческий дух, реализованный во всей полноте, является уже духом святых. Когда Руми говорит о трех высших уровнях духа, он стремится подчеркнуть, что есть различные уровни самореализации, которых достигают святые и пророки, и что высшие уровни, на которые способен подняться человек, недостижимы даже для ангелов.
Говоря "иди на поиски духа!", Руми хочет сказать: "Перейди пределы животной природы и обрети единство с миром духа!" При этом он не уточняет, какой именно из трех высших уровней духа имеет в виду.

Как показывает опыт, дух - не что иное, как сознание. Обладающий большим сознанием обладает большим духом.
Наш дух больше духа животных. Почему? Потому что он обладает большим сознанием.
В таком случае дух ангелов выше нашего, ибо он оставляет позади восприятие чувств.
И тогда дух святых - Обладателей Сердец - еще выше. Гони прочь изумление!
Вот почему ангелы преклонились пред Адамом (К, 2:34):его дух превосходил их бытие.
Подумай: ведь неправильно поступил бы тот, кто приказал бы высшему склониться перед низшим.
Разве Божественная Справедливость и Доброта позволила бы розе преклониться пред колючкой?
Когда дух обретает величие и освобождается от всех преград, духи всех вещей становятся покорны ему (М, 2, 3326-33),
О никчемное племя! За хлебом, за хлебом тянитесь! О благословенное племя! К духу, к духу стремитесь!
Один только корм влечет животное; человек взыскует агат и коралл.
Те сады замерли в спячке, а эти цвели и завоевали в награду место при дворе Султана.
Немощный дух не устоит перед соблазном; но есть духи, возросшие и нашедшие свой путь к Возлюбленному.
Есть дух, не поддающийся описанию, стоящий превыше круговращающихся небес, тонкий, слаженный и прекрасный, как Луна в Либре.
И есть иной дух, огнеподобный и упрямый: он несчастен, и жизнь его коротка, как фантазии Сатаны.
Друг мой! Созрело ли твое зерно? Кто ты? Раб яств и вин или - рыцарь на поле брани? (Д, 21377-83).

Бог находится выше всех уровней духа. Вместе с тем его можно назвать "Духом духов" - на том же основании, на каком Он именуется "Смыслом смыслов". Хотя Он, Творец всех духов, находится вне их пределов, Его отношение к духу можно сравнить с отношением духа к телу.

Поскольку Он - Дух духов, никто Его не избежит; я не знаю, чтобы какой-нибудь дух был враждебен этому Другу (Д, 4655).
Ты - Дух нашего духа, Смысл всех Имен,: Бытие всех вещей, Исток кипения любви (Д, 34134).
О образ, ты двинулся навстречу Художнику! О дух, ты приходишь к Духу духа! (Д, 29160).
Если бы сей Дух духа духа явил Себя телам, мое тело стало бы духом благодаря Его Тонкости, мой дух возликовал бы (Д, 26772).
Ты - видение Видения и истина Истины! Ты - Свет тайных светов. Дух духа духа! (Д, 27041).
Во внутреннем Ты - Дух духа духа духа, во внешнем - Солнце солнца! (Д, 28789).

Hosted by uCoz