Назад

к содержанию
Дух

Дальше

Внешняя форма - и мира в целом, и любой его части - выявляет скрытый смысл. Форма человека не является исключением.

Сперва изготовят или купят шатер, а потом приглашают в гости кочевника.
Знай, что твоя форма - шатер, а твой смысл - кочевник; твой смысл - капитан, а форма - его корабль (М, 3, 529-530).
Если бы человеком тебя делала форма, между Мухаммедом и Абу Джахлем не было бы никакой разницы.
Настенная фреска так похожа на человека. Взгляни на эту форму! Чего ей не хватает?
Этой прекрасной фреске не хватает духа. Так отправляйся на поиски сей драгоценной жемчужины! (М, I, 1019 . 21).

В одном из известных коранических аятов говорится: "Они спрашивают тебя, [Мухаммед], о духе. Скажи: дух от повеления Господа моего; и знание о нем дается вам только в малой мере" (К, 17:85).

Из "Скажи: дух от повеления Господа моего" следует, что словам не дано постичь дух (Д, 21284).
Ничто в обильных владениях Бога на небесах и на земле не скрыто так, как скрыт дух человека.
Бог открыл все, что есть свежего и сухого (см.: К, 6:59), но наложил печать тайны на дух, сказав "от повеления Господа моего" (М, 6, 2877-78).
Дух скрыт, ибо он "от повеления Господа моего". Что ни скажу о нем, все будет противоречиво (М, 6, 3310).

Несмотря на все оговорки, Руми есть что сказать об этом скрытом в недрах человеческой формы духе, не поддающемся описанию. Ведь он ни в коем случае не отрицает возможности его познания - в конце концов, сам Бог открыт духовному постижению святых. Однако Руми хочет подчеркнуть, что человек не сможет понять истинную природу духа, пока сам не перейдет от формы к смыслу. Все словесные формулировки останутся условными и двусмысленными и их нельзя принимать за строгое определение того, что на самом деле не поддается определению. Они лишь намекают на ту реальность, которая стоит за пределами всех внешних форм и способов выражения.
Руми нередко описывает дух в соотношении с другими аспектами действительности. Его многочисленные указания на связь духа и тела проливают свет на природу того и другого. Руми любит повторять: "Противоположности оттеняют и проясняют друг друга". Как природа смысла становится ясной в сопоставлении с формой, так и природа духа уясняется в сопоставлении с телом.

Тело движется благодаря духу, но ты не видишь его. Так познай дух по движению тела! (М, 4, 155).
Пока дух не придет в движение, несчастное тело пребудет недвижимо: если лошадь стоит, то и поклажа остается на месте (Д, 14355).
Знай, что дух - это океан, а тело - его пена (Д, 33178).
Дух подобен соколу, а тело - путам: о несчастное создание, ты стреножено, твои крылья подрезаны! (М,5, 2280).
Разве не благодаря светозарному духу ожили тела - эти кучи земного праха? О великолепный сиятельный свет! О животворящее Солнце! (Д, 35280).
Мир - океан, твое тело - кит, а дух - Иона во чреве его, лишенный счастья видеть рассвет (М, 2, 340).
Тело выставляет себя напоказ, бахвалясь прелестью и красотой; дух скрывает свое великолепие, сложив крылья.
Дух говорит телу: "Навозная куча! Что ты такое? Озарив тебя своим светом, я дал тебе жизнь на день.другой" (М, I, 3267-68).
Не смотри на тело: оно подвержено увяданию. Взгляни на дух, и .да пребудет он вечно свежим и прекрасным! (Д, 1893).
В своем знании дух подобен горе, а тело с его атрибутами - соломе. Ты видел когда.нибудь гору на службе у соломы? (Д, 24161).
Ты прекрасная птица, скрытая в скорлупе тела; но ты еще не вылупился из яйца, а потому не можешь летать.
Когда отпадет скорлупа тела, ты расправишь крылья и завоюешь просторы духа (Д, 33567-68).
О человек! Телесная оболочка несет тебе страдания: птица твоего духа оказалась в одной клетке с Другой птицей.
Дух - это сокол, а телесные влечения - вороны. О, сколько ран нанесено соколу презренным вороньем и совами! (М, 5, 842-843).
Когда наконец птица моего духа, вырвавшись из клетки, обретет простор райских кущ? (Д, 33887).
Только неведение удерживает плененную птицу от попытки найти спасение (М, I, 1541).

Итак, истинность человека, его смысл заключены в его духе, тогда как тело, форма - тюрьма, из которой ему надлежит искать освобождения. Но и в данном случае было бы ошибочным считать, что Руми утверждает фундаментальный дуализм, дихотомию духа и тела. Нет, и то и другое - необходимость и благо. Ведь тело на самом деле - лишь явленность духа в мире. Вот почему Руми иногда называет тело "становящимся духом": тело святых обретает свое изначальное единство с духовным первоистоком.

О напитавший свое тело туком, источаемым небесами и землей...
Обратись к духу! Все прочее - тщета и суета.
Я хочу сказать, что все это тщетно в отношении духа, но не в отношении превосходной работы Создателя (М, I, 3592, 94-95).
Духу для действия требуется тело, а тело без духа съеживается и засыхает.
Твое тело явлено, а дух скрыт: вдвоем они дают всему должное расположение (М, 5, 3423-34).
Бог сотворил тело как средоточие явления духа (М, 6, 2208).
О, не случайно святые говорили, что тела обретших чистоту неподвержены увяданию, подобно духу.
Их слова, душа и внешняя форма - все становится чистым духом (М, I, 2000-01).
Мертвее мертвого тело мое. Светом Твоей Субстанции оживи Его! Да будет целиком духом тело мое, свою жизнь отдающее Тебе! (Д, 1929).

Hosted by uCoz