Назад

к содержанию
АНГЕЛ ПРОТИВ ДЬЯВОЛА: БОРЬБА РАЗУМА С ЭГО

К творчеству Руми

Говоря о противостоянии разума и эго, мы упоминали и о борьбе с властью чувств, ибо Руми считает последнюю одной из основных характеристик эго. Более того, он часто сравнивает эго с разными животными (ослом, собакой, свиньей, коровой) на том основании, что для него характерна "животная" натура, целиком поглощенная своими низкими страстями и удовлетворением плотских стремлений. В первом из цитируемых ниже отрывков Руми употребляет слова "эго" и "чувственность" как взаимозаменяемые.

Этот "огонь" - огонь чувств, в котором коренится грех и заблуждение. Внешний огонь легко погасить, запасшись водою; огонь: чувств совлекает прямиком в ад.
Что излечит от пламени чувств? Свет религии: он способен погасить огонь неверных.
Чем устранится этот огонь? Светом Бога. Предайся свету Авраамову,
И твое деревянное тело будет спасено от огня твоего Нимродова эго (М, I, 3697-701).
Такая же жадная глотка есть у свиньи, и, как ты, похотлива собака - власть чувств делает тебя похожим на осла и ворону (Д, 26031).
Скажи псу эго: "Весь мир - твой, забирай его!" Никакой пес еще не сумел загадить берега океана (Д, 10627).
Пес эго, оскалив клыки, схватил дух за лодыжку (Д, 29579).
Раз твое эго главенствует, ты - животное. Главенствующее определяет твои качества, о самовлюбленный слепец! (М, 4, 2003).
Закрой ослиный глаз, открой око разума! Ведь эго подобно ослу, запряженному алчностью (Д, 32521).
Люди - бесы, а власть чувств как цепями приковывает их к лавкам и полям (М, 4, 1116).

Бог сотворил ангелов из чистого разума, а зверей - из чистой чувсвенности, человека же наделил и тем и другим. Поэтому человек обладает ангелическим по природе разумом и звериным (также по природе) эго. Эпитет "звериный" в устах Руми синонимичен прилагательным "дьявольский" и "бесовский". Свой путь к человеку Иблис и прочие бесы находят через эго, которое одноприродно с ними.

Ангелы и Разум одной природы, однако мудростью Бога предписано им принять две формы:
Ангелу- крылья и перья, птице подобно; Разуму ж, крылья оставив, величием быть осиянным.
И вот, каждый из них помогает другому, товарища своего не оставляя.
Эго и дьявол также сначала были едины, враждуя с Адамом и зависть к нему затаив.
Кто увидел в Адаме лишь тело, прочь отвернулся, а тот, кто увидел в нем веры свет, тот поклонился.
Эти оба видели ясно - а оку той пары только прах и вода были явлены (М, 3, 3193-98).
Эго и дьявол, единое тело, явились в двух формах (М, 3, 4053).
Твое эго - завистливый бес, но зависть - только часть его; каким предстанет нам целое!
Ты молоко наливаешь этой ужасной змее. Осторожней! Она превратится в дракона, людей пожирателя (Д, 4855-56).
Победи беса, отдав предпочтение ангелу! В самом себе умертви корову и утвердись стопою в небесных сферах! (Д, 24430).
Убей свое злое эго: это твой бес, и гурии явятся тотчас в твоей груди.
Убив злое эго, на крыше седьмого неба навсегда утвердишься! (Д, 21323-24).

Эго отождествляется не только с Иблисом, но и с местом его пребывания - адом, а атрибуты эго соотносятся с характерными чертами ада. Адский огонь поддерживается неверием и всем, что отвергается разумом: формой и кожей, Ангел и разум видят смысл, а не форму, вода и прах Адама не ввели их в заблуждение.

Ты хочешь узнать форму эго, юный отрок? Почитай о том, каков ад и его семь ворот! (М, I, 779).
Эго - ад, а ад - дракон, которому не страшны океаны воды. Семь морей выпьет он, но не уменьшится жар, людей палящий…
Как хлебную крошку, проглотит он мир, а брюхо его завопит: "Нет ли еще чего?" (К, 50:30).
Наше эго - часть ада, а часть всегда несет природу своего целого (М, I, 1375-76, 80, 82).
Сотней искр рассыпается эго твое каждый миг: "Посмотри, я - средь тех, кто в Огне пребывает!
Часть Геенны, я к целому устремлен, я - не свет, я в Присутствие Бога не буду допущен" (М, 3, 2464-65).
Ад - дракон о семи головах; твоя алчность - приманка, влекущая в адскую яму (М, 6, 4657).
Корень всех зол - ад, и то зло, что в тебе, принадлежит сей целокупности - врагу веры твоей (М, 2, 274).
Милость веры отторгнута от него: как в плащ, облачился он в бесовские пороки,
Злобу и ярость изрыгая. Знай же, что зло и порок - корень греха и неверия! (М, 4, 111-112).
В людской душе рождается зависть. А ты будь ангелом! Доверься Адаму!
Эго проглотит семена, проращенные чувством; посаженные тобой, они, без сомнения, дадут всходы (Д, 11048-49).
Осужденному на муки ада, тому, кто дружит только с кожей, та кожа Богом дана: "Каждый раз как пропечется на них кожа их, Мы заменим ее другою кожей" (К,4:56).
Твой смысл, твоя суть правят Огнем, он питается только твоей шелухой.
Ты - деревянный кувшин, полный воды: Огню доступен только сосуд.
Смысл человека - хозяин Огня; как же может огонь уничтожить своего господина?
А потому не заботься о приращении тела - пекись о приращении разума...
Гордыню производит твоя кожа, и дружбу водит она с братством и властью.
Что есть гордость? Неведение сути: так лед замерзший не ведает о Солнце...
Как печка топится кизяком - так гордыня всегда стремится к богатству и власти.
Эти две няньки растят и пестуют кожу, набивая ее жиром, мясом и заносчивостью.
Не увидев суть сути, они считают кожу сутью.
Па этом пути вожак - Иблис, попавший в ловушку жажды власти (М, 5, 1933-37, 40-41, 47-50).

В процитированных стихах противостояние эго и разума иногда выражается в символах противоположности пламени и света. Этот символизм также берет начало в одном из высказываний Пророка: "Когда верующий вступает на мост через ад, огонь говорит: "Проходи, о верующий, ибо твой свет потушил мой пламень''".

Об адском огне Мухаммед сказал, что тот будет униженно молить верующего:
"О царь, пройди надо мной побыстрее. Поспеши! Твой свет совсем погасил мое пламя".
Свет верующего гасит жар Огня: только противоположностью можно разрушить противоположность.
В Судный день огонь будет противоположностью света, ибо первый проистекает от Ярости, второй же- от Мягкосердия.
Коли хочешь победить огненное зло, затуши его водой Милости.
В верующем найдешь исток воды Милости: влага жизни - чистый дух праведного мужа.
Вот почему твое эго бежит его: ты принадлежишь огню, а он - воде потока (М, 2, 1248-54).

Так мы вновь сталкиваемся с противостоянием Божественных Атрибутов: Мягкосердия и Суровости, Милости и Гнева. Это противостояние служит прообразом большинства коллизий в мире. Оно лежит к основе драмы ангелов и бесов, разума и эго, святых и неверных; paя и яда, света и пламени. Все эти пары противоположностей необходимы для поддержания мира, для выявления Сокрытого Клада: все они выполняют единую миссию.

Чем бы питался пламень ада, не будь в мире заносчивости фараонов?
Откорми и заколи его, Мясник! Псы геенны давно не кормлены.
Не будь противников и врагов, давно угасла бы людская ярость.
Этa ярость - ад, и ей нужен противник, чтобы жить, а иначе Милость уничтожит ее,
И тогда без Суровости и зла останется Мягкосердие. Как же оно выявит Совершенство Царя? (М, 4, 1075-79).

Не только в устроении Вселенной, но и в том, как человек (на каком бы уровне он ни находился) ощущает собственное бытие, постоянно проявляются гармоническое взаимодействие и взаимный переход Мягкосердия и Суровости. Вся психология духа у Руми построена на терминологии, отражающей соотношение между этими двумя Божественными Атрибутами в их различных проявлениях. Некоторые из этих терминов нашли отражение в табл. 2; последующие главы книги в значительной мере посвящены рассмотрению тех взаимозависимостей, которые очерчены здесь в общей форме.

Таблица 2 Формы проявления Мягкосердия и Суровости

Мягкосердие
Суровость

Ангелы
Разум
Рай
Свет
Адам
Святые
Вера
Единение
Распростертость
Надежда
Смех
Радость
Сладость
Сахар
Весна
Лето
День
Розы
Верность
Вино
Опьяненность
Опьянение

Бесы
Эго
Ад
Пламень
Иблис
Неверующие
Неверие
Разлученность
Утесненность
Страх
Слезы
Печаль
Горечь
Уксус
Осень
Зима
Ночь
Шипы
Коварство
Подонки
трезвость, мысль
Пьянство

 

Не следует забывать, что все эти соотношения достаточно гибки и летучи, они не застыли в своей фиксированности. К тому же "Милость Божья предшествует Гневу Его", а это значит, что все проявления Гнева и Суровости окрашены в тона Милости и предопределены ею. Как будет показано ниже, даже ад есть Милость. Более того, в этом мире не может быть ни абсолютного добра, ни абсолютного зла: абсолютными ценностями обладает только Абсолют, и только в Самом Боге, а не в мире, можно найти Абсолютную Суровость. Пророки и святые являют, с одной стороны, Мягкосердие и Милость, с другой - Суровость и Гнев.

Божья Милость держит верх над Его Возмездием: вот почему любой пророк всегда врага одолевал.
Ведь он - сосуд Милости, а враг его (о отвратительное созданье!) - сосуд Его Возмездия (М, 5, 5I5-516).
Любое сущее, обретши бытие, одним усладой будет, а другим - отравой (М, 5, 4236).
Все в мире будет заманчивой ловушкой для глупца, а мудрому послужит в его целях.
Одному оно - радость, другому - печаль; одному - Мягкосердие, другому - Суровость (М, 6, 4287-88).

 

Hosted by uCoz