Говоря о противостоянии разума и эго, мы упоминали и о борьбе с властью чувств, ибо Руми считает последнюю одной из основных характеристик эго. Более того, он часто сравнивает эго с разными животными (ослом, собакой, свиньей, коровой) на том основании, что для него характерна "животная" натура, целиком поглощенная своими низкими страстями и удовлетворением плотских стремлений. В первом из цитируемых ниже отрывков Руми употребляет слова "эго" и "чувственность" как взаимозаменяемые.
Этот "огонь" - огонь чувств, в котором коренится грех и заблуждение. Внешний огонь легко погасить, запасшись водою; огонь: чувств совлекает прямиком в ад.
Что излечит от пламени чувств? Свет религии: он способен погасить огонь неверных.
Чем устранится этот огонь? Светом Бога. Предайся свету Авраамову,
И твое деревянное тело будет спасено от огня твоего Нимродова эго (М, I, 3697-701).
Такая же жадная глотка есть у свиньи, и, как ты, похотлива собака - власть чувств делает тебя похожим на осла и ворону (Д, 26031).
Скажи псу эго: "Весь мир - твой, забирай его!" Никакой пес еще не сумел загадить берега океана (Д, 10627).
Пес эго, оскалив клыки, схватил дух за лодыжку (Д, 29579).
Раз твое эго главенствует, ты - животное. Главенствующее определяет твои качества, о самовлюбленный слепец! (М, 4, 2003).
Закрой ослиный глаз, открой око разума! Ведь эго подобно ослу, запряженному алчностью (Д, 32521).
Люди - бесы, а власть чувств как цепями приковывает их к лавкам и полям (М, 4, 1116).
Бог сотворил ангелов из чистого разума, а зверей - из чистой чувсвенности, человека же наделил и тем и другим. Поэтому человек обладает ангелическим по природе разумом и звериным (также по природе) эго. Эпитет "звериный" в устах Руми синонимичен прилагательным "дьявольский" и "бесовский". Свой путь к человеку Иблис и прочие бесы находят через эго, которое одноприродно с ними.
Ангелы и Разум одной природы, однако мудростью Бога предписано им принять две формы:
Ангелу- крылья и перья, птице подобно; Разуму ж, крылья оставив, величием быть осиянным.
И вот, каждый из них помогает другому, товарища своего не оставляя.
Эго и дьявол также сначала были едины, враждуя с Адамом и зависть к нему затаив.
Кто увидел в Адаме лишь тело, прочь отвернулся, а тот, кто увидел в нем веры свет, тот поклонился.
Эти оба видели ясно - а оку той пары только прах и вода были явлены (М, 3, 3193-98).
Эго и дьявол, единое тело, явились в двух формах (М, 3, 4053).
Твое эго - завистливый бес, но зависть - только часть его; каким предстанет нам целое!
Ты молоко наливаешь этой ужасной змее. Осторожней! Она превратится в дракона, людей пожирателя (Д, 4855-56).
Победи беса, отдав предпочтение ангелу! В самом себе умертви корову и утвердись стопою в небесных сферах! (Д, 24430).
Убей свое злое эго: это твой бес, и гурии явятся тотчас в твоей груди.
Убив злое эго, на крыше седьмого неба навсегда утвердишься! (Д, 21323-24).
Эго отождествляется не только с Иблисом, но и с местом его пребывания - адом, а атрибуты эго соотносятся с характерными чертами ада. Адский огонь поддерживается неверием и всем, что отвергается разумом: формой и кожей, Ангел и разум видят смысл, а не форму, вода и прах Адама не ввели их в заблуждение.
Ты хочешь узнать форму эго, юный отрок? Почитай о том, каков ад и его семь ворот! (М, I, 779).
Эго - ад, а ад - дракон, которому не страшны океаны воды. Семь морей выпьет он, но не уменьшится жар, людей палящий…
Как хлебную крошку, проглотит он мир, а брюхо его завопит: "Нет ли еще чего?" (К, 50:30).
Наше эго - часть ада, а часть всегда несет природу своего целого (М, I, 1375-76, 80, 82).
Сотней искр рассыпается эго твое каждый миг: "Посмотри, я - средь тех, кто в Огне пребывает!
Часть Геенны, я к целому устремлен, я - не свет, я в Присутствие Бога не буду допущен" (М, 3, 2464-65).
Ад - дракон о семи головах; твоя алчность - приманка, влекущая в адскую яму (М, 6, 4657).
Корень всех зол - ад, и то зло, что в тебе, принадлежит сей целокупности - врагу веры твоей (М, 2, 274).
Милость веры отторгнута от него: как в плащ, облачился он в бесовские пороки,
Злобу и ярость изрыгая. Знай же, что зло и порок - корень греха и неверия! (М, 4, 111-112).
В людской душе рождается зависть. А ты будь ангелом! Доверься Адаму!
Эго проглотит семена, проращенные чувством; посаженные тобой, они, без сомнения, дадут всходы (Д, 11048-49).
Осужденному на муки ада, тому, кто дружит только с кожей, та кожа Богом дана: "Каждый раз как пропечется на них кожа их, Мы заменим ее другою кожей" (К,4:56).
Твой смысл, твоя суть правят Огнем, он питается только твоей шелухой.
Ты - деревянный кувшин, полный воды: Огню доступен только сосуд.
Смысл человека - хозяин Огня; как же может огонь уничтожить своего господина?
А потому не заботься о приращении тела - пекись о приращении разума...
Гордыню производит твоя кожа, и дружбу водит она с братством и властью.
Что есть гордость? Неведение сути: так лед замерзший не ведает о Солнце...
Как печка топится кизяком - так гордыня всегда стремится к богатству и власти.
Эти две няньки растят и пестуют кожу, набивая ее жиром, мясом и заносчивостью.
Не увидев суть сути, они считают кожу сутью.
Па этом пути вожак - Иблис, попавший в ловушку жажды власти (М, 5, 1933-37, 40-41, 47-50).
В процитированных стихах противостояние эго и разума иногда выражается в символах противоположности пламени и света. Этот символизм также берет начало в одном из высказываний Пророка: "Когда верующий вступает на мост через ад, огонь говорит: "Проходи, о верующий, ибо твой свет потушил мой пламень''".
Об адском огне Мухаммед сказал, что тот будет униженно молить верующего:
"О царь, пройди надо мной побыстрее. Поспеши! Твой свет совсем погасил мое пламя".
Свет верующего гасит жар Огня: только противоположностью можно разрушить противоположность.
В Судный день огонь будет противоположностью света, ибо первый проистекает от Ярости, второй же- от Мягкосердия.
Коли хочешь победить огненное зло, затуши его водой Милости.
В верующем найдешь исток воды Милости: влага жизни - чистый дух праведного мужа.
Вот почему твое эго бежит его: ты принадлежишь огню, а он - воде потока (М, 2, 1248-54).
Так мы вновь сталкиваемся с противостоянием Божественных Атрибутов: Мягкосердия и Суровости, Милости и Гнева. Это противостояние служит прообразом большинства коллизий в мире. Оно лежит к основе драмы ангелов и бесов, разума и эго, святых и неверных; paя и яда, света и пламени. Все эти пары противоположностей необходимы для поддержания мира, для выявления Сокрытого Клада: все они выполняют единую миссию.
Чем бы питался пламень ада, не будь в мире заносчивости фараонов?
Откорми и заколи его, Мясник! Псы геенны давно не кормлены.
Не будь противников и врагов, давно угасла бы людская ярость.
Этa ярость - ад, и ей нужен противник, чтобы жить, а иначе Милость уничтожит ее,
И тогда без Суровости и зла останется Мягкосердие. Как же оно выявит Совершенство Царя? (М, 4, 1075-79).
Не только в устроении Вселенной, но и в том, как человек (на каком бы уровне он ни находился) ощущает собственное бытие, постоянно проявляются гармоническое взаимодействие и взаимный переход Мягкосердия и Суровости. Вся психология духа у Руми построена на терминологии, отражающей соотношение между этими двумя Божественными Атрибутами в их различных проявлениях. Некоторые из этих терминов нашли отражение в табл. 2; последующие главы книги в значительной мере посвящены рассмотрению тех взаимозависимостей, которые очерчены здесь в общей форме.
Таблица 2 Формы проявления Мягкосердия и Суровости
Мягкосердие
|
Суровость
|
|
|
Не следует забывать, что все эти соотношения достаточно гибки и летучи, они не застыли в своей фиксированности. К тому же "Милость Божья предшествует Гневу Его", а это значит, что все проявления Гнева и Суровости окрашены в тона Милости и предопределены ею. Как будет показано ниже, даже ад есть Милость. Более того, в этом мире не может быть ни абсолютного добра, ни абсолютного зла: абсолютными ценностями обладает только Абсолют, и только в Самом Боге, а не в мире, можно найти Абсолютную Суровость. Пророки и святые являют, с одной стороны, Мягкосердие и Милость, с другой - Суровость и Гнев.
Божья Милость держит верх над Его Возмездием: вот почему любой пророк всегда врага одолевал.
Ведь он - сосуд Милости, а враг его (о отвратительное созданье!) - сосуд Его Возмездия (М, 5, 5I5-516).
Любое сущее, обретши бытие, одним усладой будет, а другим - отравой (М, 5, 4236).
Все в мире будет заманчивой ловушкой для глупца, а мудрому послужит в его целях.
Одному оно - радость, другому - печаль; одному - Мягкосердие, другому - Суровость (М, 6, 4287-88).