к содержанию

На главную страницу
Форма и смысл

дальше

Руми полон жалости и сочувствия к людям, которые не понимают, что в окружающем мире, да и в самих себе, они видят лишь покрывало, скрывающее подлинную реальность. Мир - это сон, тюрьма, ловушка, пена, взбитая волнами океана, облако пыли, поднятое мчащимся скакуном, но никак не то, за что он пытается себя выдать.

Если бы все явленное нам представало в своей подлинности, то Пророк, наделенный светозарной проницательностью, не воскликнул бы: "О Господи, яви нам вещи такими, каковы они суть!" (Ф, 5/18).

Руми проводит принципиальное различие между терминами "форма" (сурат) и "смысл" (ма'на). Форма - это внешняя явленность вещи, а смысл - ее внутренняя, невидимая реальность. В конечном счете смысл вещи - это вещь в том виде, в каком она известна Самому Богу. А поскольку Бог превосходит всякую множественность, смысл всех вещей и есть Бог.

"Форма - это тень, смысл же - Солнце" (М, 6, 4747).
Что есть форма пред лицом смысла? Нечто весьма презренное. Божественный смысл располагает и сохраняет их...
Смысл ветра заставляет его метаться подобно мельничному колесу - вечному пленнику ручья (М, I, зззо-зз).
Знай, что явная форма всегда исчезает, но Мир Смысла пребывает вечно.
Долго ли еще будешь любоваться очертаниями сосуда? Забудь о них и отправляйся искать саму воду!
Видя форму, ты еще не ведаешь о смысле. Если ты мудр, сумей извлечь жемчужину из раковины (М, 2,1020--22).

Таким образом, мир - это форма, точнее, совокупность бессчетного числа форм. Каждая форма в силу своей природы являет собственный смысл, свою укорененную в Боге реальность. Нельзя позволить, чтобы форма вводила в заблуждение. Человек должен понять, что форма не существует сама для себя, а выявляет стоящий выше и вне ее смысл.

Форма - это масло светильника, а смысл - его свет: только поэтому вопрос "почему" не сходит с твоего языка.
Если форма существует для самой себя, тогда стоит ли спрашивать: "почему?"...
Если бы внешние формы небес и обитателей земли имели только такое предназначение, то это противоречило бы мудрости (М, 4, 2Q94-94; 98).
Вырвись за пределы формы, избавься от оков названий! От имен и ярлыков устремись к смыслу! (М, 4, 1285).
Пророк сказал: "Взгляни на форму небес и земли, и да приблизит она тебя ко Всеобщему Смыслу. Видишь, Колесо Небес меняет все вокруг, на смену дождливому сезону оно приносит лето, а затем - зиму; видишь, так меняется Время. Каждое занимает свое место в согласии с мудростью. Но откуда этому лишенному души облаку знать, что в свое время оно должно пролиться дождем? Пред твоими глазами земля питает растения и из одного взращивает десяток. Это Он действует во всем. Узри Его чрез этот мир и от Него ожидай прибытка и пополнения. Как благодаря телу ты пополняешься смыслом человеческой реальности, так же чрез форму мира пополнись смыслом его" (Ф, 29/51).

Антиномия смысла и формы, составляющая костяк учения Руми, должна постоянно оставаться в поле нашего зрения. К этой антиномии Руми отсылает нас в самых различных контекстах, используя всевозможные образы и символы. Правда, на самом деле единственным решающим доводом в пользу того, чтобы считать оппозицию "форма - смысл" фундаментальным членением реальности, является тот факт, что эта терминологическая пара часто встречается в текстах Руми. Однако не следует ждать от Руми абсолютной строгости в употреблении терминов. Смысл по определению выходит за рамки всяких форм и ограничений, а значит, любые попытки отразить его в слове останутся в той или иной мере сомнительными. Гораздо разумнее отказаться от желания заключить терминологию Руми в строгие рамки философских дефиниций и дать ему возможность высказать свои мысли собственными словами - ведь Руми призывает читателя преодолеть все пределы и ограничения человеческого языка.
Обсуждая антиномию смысла и формы, Руми нередко использует заимствованные из философского обихода термины. Еще чаще он прибегает к образной поэтической символике. Среди наиболее употребительных в этой связи терминологических пар - вторичные причины (асбаб) и Первопричина (мусаббиб), явное (захир) и скрытое (батин), пыль и ветер, пена и океан, картина и. художник, тень и свет.

Видя вторичные причины, люди мнят, будто они - исток всех превращений. Однако святые постигают в откровении, что вторичные причины - лишь покрывало (Ф, 68/80).
Эти вторичные причины - пелена, застилающая взор, ибо не всякое око достойно зреть Его мастерство.
Нужно обладать взором, способным пронзить вторичные причины и прорвать пелену,
Чтобы увидеть Первопричину Вне.всякого.места и понять ничтожность суетных стремлений, притязаний и занятий.
Все благо и зло проистекает от Первой причины. Отец,вторичные причины
Суть призрак, обретший плоть, дабы продлить наше неведение (М, 5, 1551-55).
Чей взгляд прикован ко вторичным причинам, тот поклоняется формам. Кто вперяет взор в Первопричину, тот становится светом, льющимся на Смысл (Д, 25048).
Земля выглядит прахом, но в недрах ее скрыты светозарные Атрибуты Бога.
Здесь явное в ссоре с сокрытым: скрытое подобно жемчужине, а внешняя оболочка - булыжнику.
Явное утверждает: "Вот я, больше ничего не ищи"; скрытое призывает: "Взгляни получше и оглядись внимательней!"
Явное отрицает: "Внутри ничего нет". Скрытое говорит: "Будь терпелив, я все тебе покажу!" (М, 4;1007-10).
Неверующий твердит: "Я ничего не вижу, кроме этой внешней явленности".
Он не дает себе труда подумать о том, что внешнее сообщает нам о скрытой мудрости.
Благо всякой вещи скрыто внутри ее за явленностью, как целительная начинка скрыта внутри пилюли (М, 4, 2878-80).
Не упускай явленности, даже будь она безобразна! Внешнее приведет тебя к внутреннему (М, 3, 526).
Вскружил Он мир, как тучу пыли: внутри ее таится Он, как вечный ураган (Д, 28600).
Мир - это пыль, внутри которой притаились подметальщик и щетка (Д, 13164).
Все существующее - пыль, которая сияет, освещаемая Луною. Так не отворачивайся от Луны, прельщенный пылью! (Д, 12239).
День и ночь Море неустанно взбивает пену. Как странно, что ты видишь пену, но не замечаешь самого Моря! (М, 3, 1271).
Может ли пенистая форма прийти в движение, если ее не будут носить волны? Поднимется ли пыль до небес, если нет ветра?
Увидев пыль формы, узри же и Ветер! Видя пену, не будь слеп к Океану Творческой Мощи! (М, 6, 1459-60).
Формы мира суть пена Моря. Если ты чист, пройди сквозь пену! (Д, 28722).
Его Красота - Солнце, а мир - Его вуаль: но что способна видеть картина, кроме таких же картин и рисунков? (Д, 706).
Люди услаждают слух игрой на лютне, тамбурине и арфе: сей нарисованный мир указует на Художника (Д, 9312).
Дорогой, взгляни наконец на Художника! Что ты уставился на разрисованные стены бани? Взгляни на Солнце и Луну! Оторви взор от луноликих дев (Д, 24342).
Пред лицом Художника и Его кисти картина беспомощна, как скованное в чреве матери дитя (М, I, 611).
Картина живет лишь движением кисти Художника: стрелка компаса всегда вращается вокруг иглы (Д,10955).
Свет - Первопричина, а любая вторичная причина - его тень (Д, 525).
Ты - Солнце, и за Тобой как тени следуют все вещи, склоняясь то вправо, то влево (Д, 21966).
Мы все суть тьма, а Бог - свет; наш дом освещен Солнцем.
Но свет в нем перемешан с тенью: если ищешь чистого света, поднимись на крышу (Д, 30842-43 ).

Hosted by uCoz