После совершения хаджа Велед,
и его семья продолжили свой путь дальше к Медине, Иерусалиму, Дамаску
и наконец Алеппо. Считается, что в именно в Алеппо Бахауддин Велед сказал:
"Бог направляет нас в Анатолию. Эта страна притягивает к себе наш
караван..."
Вскоре после приезда в Рум
семья Бахауддина переселилась из Малатьи в г. Сивас (в 1219 г.) затем
в Акшехир, где они провели немногим более трех лет, после чего, видимо,
в 1222г. переехали в г. Ларенда (ныне Караман), где оставались около
семи лет. Правитель Карамана, Эмир Муса, наслышанный о мудрости ученого
из Балха, встретил его со всеми почестями, и основал для него в медресе.
В этом городе умерли мать Джалаладдина Мумине Хатун и его старший брат,
здесь же Руми женился на Гаухер Хатун - дочери Шарафаддина Лала из Самарканда,
и здесь же год спустя родился его первенец Султан-Велед. Впоследствии
Султан-Велед напишет поэму "Велед-наме" ("Книга о Веледе"),
стихотворную биографию Бахауддина Веледа и своего отца, и соберет изречения
Джалал ад-дина Руми, назвав их "Фихи ма Фихи" ("Есть
то ,что есть").
Ровно и размеренно текла
жизнь в Ларенде, как вдруг снова перемена мест: к Бахааддину прибыл
личный посланец правителя Румского султаната Алааддина Кайкубада I с
предложедием занять почетный и высокий пост руководителя одного из самых
популярных медресе (высшего конфессионального училища) в Конье. Бахааддин
недолго раздумывал: он принял это лестное приглашение. В 1228 г. он
переехал в Конью. Сам Султан Алааддин КайКубад I в окружении пышной
свиты вельмож, шутов и личной охраны вышел за крепостные стены встречать
знаменитого мудреца. Он двигался навстречу небольшой группе скромно
одетых странников. Бахауддин Велед шел навстречу владыке, которому покорялись
цари и тираны всех стран от Йемена до Грузии и Византии. Когда осталось
три шага, он с поклоном остановился. Султан Алааддин был вынужден сделать
еще два шага и склониться перед святым человеком, чтобы поцеловать ему
руку. Но Велед вместо руки протянул для поцелуя набалдашник своего посоха.
"Что за спесь?!" - мелькнула мысль в голове Султана Алааддина.
Но делать было нечего, пришлось поцеловать набалдашник.
Когда Кейкубад I выпрямился,
он услышал голос Бахауддина: "Напрасно, повелитель, в мыслях своих
полагаешь ты меня спесивым! Смирение - дело нищенствующих улемов, но
не к лицу оно султанам веры, кои держат в руках своих суть вещей!"
Эти слова поразили Алааддина
КейКубада: гость угадал его мысли! И он, почтительно склонившись, предложил
ему поселиться во дворце. Но Султан ученых дворцу предпочел медресе
Алтун-Аба и раздал нищим дары, которые были ему пожалованы Алаадином.
Когда Алааддин КейКубад,
гордясь только что построенной крепостью, показывал ее, ожидая похвал,
Бахауддин Велед сказал ему:"Возведи крепость из добрых дел и не
будет на свете ничего прочнее ее". Между тем, жизнь Султана улемов
подходила к концу. Он чувствовал: Конья, которая пришласьему по душе,
- его последняя радосгь, последняя стоянка в этом бренном мире. В течение
следующих двух лет Бахауддин жил в Конье, преподавая сначала в медресе
Алтун-Аба, а затем в медресе, построенном Эмиром Бедреддином Гевхертасом.
12 января 1231 Бахауддин Велед скончался. Джелал ад-дину в это время
исполнилось 24 года.
Султан улемов дал блестящее
образование своему сыну Он посвятил его в искусство составления фетв
(религиозные стихи) и чтения проповедей. В двадцать четыре года Джалал
ад-дин обладал всем, что необходимо проповеднику. После смерти отца
Руми занял его пост в медресе и, таким образом, сразу же вошел в круг
местных религиозных авторитетов. Однако, по представлениям того времени,
он был слишком молод, чтобы читать проповеди в соборной мечети по пятницам,
обучать детей местной знати и богатых горожан основам богословия, религиозного
права и толковать Коран. И Джалал ад-дин решает отправиться в святые
города Дамасск и Халеб для того, чтобы проверить себя и свои познания
в беседах с мудрецами века.
В прославленном халебском
медресе Халавийе толковал он с великим арабским ученым Камаладдином
Ибн аль-Адимом о девяти небесах и сочетаниях четырех элементов - огня,
воздуха, земли и воды, из коих слагается мир видимый. Вели они речь
и о сущности времени, состоящего из отдельных мгновений, текущих друг
за другом, подобно воде в реке, состоящей из сменяющих друг друга капель.
В знаменитом на весь просвещенный мир дамасском медресе Макдисийе Джалал
ад-дин вел речь с мужами веры о единстве, как абсолюте, исключающем
представление о множественности; о единстве, в котором заключена идея
множественности, подобно тому, как в семени дерева заложено единое дерево,
но со всем множеством его частей - корней, ствола, ветвей, плодов.
Обсудив сложнейшие вопросы
гносеологии и онтологии, логики и богословия с выдающимися учеными и
богословами, Джалал ад-дин убедился: нет ничего, что было бы темным
для его разума. Улемы и шейхи, дивясь ясности и глубине ума молодого
богослова, вопреки традиции, через несколько месяцев выдали ему иджазе
(свидетельство), подтверждая, что ничему больше его научить не могут.
Осенью 1231 года он возвращался
в Конью вместе с двумя отцовскими мюридами (учениками). Джалал ад-дин
ехал молча - не сердце, вопреки доводам разума, было неспокойно. Под
вечер они остановились переночевать в вырубленных в скале нешерах. Здесь
жили суфии-аскеты. Джалал ад-дин смиренно попросил их разделить с ним
его трапезу. Аскеты с презрением глядели на богословов-законников, считая
их лицемерами. Но просьбу уважили. Закончив трапезу, как и положено
божьим людям, они не выразили никакой благодарности: истинным подателем
благ был только Бог, его и следовало благодарить.
Утром, перед тем, как уехать,
Джалал ад-дин вдруг решил задать вопрос. Он обратился к самому старому
отшельнику:
- Могу я спросить тебя,
о познавший? Скажи, отчего скорбит сердце?
- От многих душ исходит голос скорби, а от некоторых - звук бубна. Сколько
я ни гляжу в свое сердце - в нем раздается голос скорби, а звука бубна
все нет!
- А разве происходит что-либо от усилий раба божьего?
- Нет! Не происходит. Но без усилии тоже не происходит! Если ты проведешь
у чьих-либо дверей год, то к конце концов тебе скажут: "Войди за
тем, для чего пришел!". Я буду тебе в том порукой, - ответил отшельник.
Джалал ад-дин поблагодарил
суфия, и хотя слова того были безрадостны, но Джалал ад-дин услышал
в них отзвук своих стремлений: голос бубна должен снова зазвучать в
его сердце, как звучал некогда в детстве.
.