Назад в Конью

На главную страницу

Шариат, тарикат, хакикат


 

Суфийская традиция разделяет Путь самосовершенствования на три основных этапа. Первый этап - шариат, т.е. буквальное выполнение закона, запечатленного в Коране. Этот этап является подготовительным. Второй и третий этапы называются тарикат и хакикат. Три этапа соответствуют трем ступеням познания. Первая ступень - это уверенное знание, которое объясняется таким сравнением: "Я твердо знаю, что яд отравляет, огонь - жжет". Вторая ступень - полная уверенность: "Я сам своими глазами видел, что яд отравляет, огонь сжигает". Это опытное знание. И, наконец, последняя ступень - истинная уверенность: "Я сам принял яд, испытал его отравляющее действие; я сам горел в огне и таким образом убедился в его способности жечь".

Все три ступени лаконично передаются триадой глаголов: "знать, видеть, быть". Совершенный человек, по мнению суфиев, овладев знаниями, должен привести в соответствие с ними свой нравственный и житейский опыт. Более того, знание, отделенное от личной нравственности познавшего, не только бесполезно, но и губительно. Оно ведет к тому самому лицемерию, в котором погрязло казенное богословие.

Не отрицая значения логического познания, суфии утверждают, что оно ограничено, ибо ему доступны лишь признаки, свойства, качества, иначе говоря, атрибуты, а не субстанция, не суть. При этом, если первые два этапа обозначают опосредованную языком или чувствами передачу знания, то третья - непосредственное знание, основанное на собственном опыте и переживании этого опыта. Такого рода знание приводит к полноте веры и обладает наивысшим достоинством верности, то есть истиной достоверности (хакк ал-йакин).

Первой стоянкой в начале пути считается покаяние. Далее следует осмотрительность, выражающаяся в строжайшем различении между дозволенным и запретным. Эта осмотрительность касается прежде всего пиши. Из осмотрительности вытекает переход к третьей стоянке - воздержанности. Воздержанности от всего, что удаляет помыслы от Истины.
Далее следует стоянка нищеты, как отказа от обладания. Поскольку нищета и воздержание связаны с неприятными переживаниями, за ними следует стоянка терпения. Со стоянки терпения путник движется к стоянке упования. Здесь представление о жизни связывается с единым днем, единым мигом и отбрасывается всякая забота о завтрашнем дне. Последние две стоянки подводят путника к концу пути, называемого приятием или покорностью, то есть спокойствием сердца в отношении предопределения. Личная судьба и вся окружающая действительность перестают иметь какое-либо значение.

Здесь начинается последняя стадия совершенствования. т.е. реальное, подлинное бытие. Достигнув ее, суфий именуется ариф - познавший. Он постигает интуитивно самую суть Истины.

 



Hosted by uCoz