Суфийская традиция
разделяет Путь самосовершенствования на три основных этапа. Первый этап
- шариат, т.е. буквальное выполнение закона, запечатленного в Коране.
Этот этап является подготовительным. Второй и третий этапы называются
тарикат и хакикат. Три этапа соответствуют трем ступеням познания. Первая
ступень - это уверенное знание, которое объясняется таким сравнением:
"Я твердо знаю, что яд отравляет, огонь - жжет". Вторая ступень
- полная уверенность: "Я сам своими глазами видел, что яд отравляет,
огонь сжигает". Это опытное знание. И, наконец, последняя ступень
- истинная уверенность: "Я сам принял яд, испытал его отравляющее
действие; я сам горел в огне и таким образом убедился в его способности
жечь".
Все три ступени
лаконично передаются триадой глаголов: "знать, видеть, быть".
Совершенный человек, по мнению суфиев, овладев знаниями, должен привести
в соответствие с ними свой нравственный и житейский опыт. Более того,
знание, отделенное от личной нравственности познавшего, не только бесполезно,
но и губительно. Оно ведет к тому самому лицемерию, в котором погрязло
казенное богословие.
Не отрицая значения
логического познания, суфии утверждают, что оно ограничено, ибо ему доступны
лишь признаки, свойства, качества, иначе говоря, атрибуты, а не субстанция,
не суть. При этом, если первые два этапа обозначают опосредованную языком
или чувствами передачу знания, то третья - непосредственное знание, основанное
на собственном опыте и переживании этого опыта. Такого рода знание приводит
к полноте веры и обладает наивысшим достоинством верности, то есть истиной
достоверности (хакк ал-йакин).
Первой стоянкой
в начале пути считается покаяние. Далее следует осмотрительность, выражающаяся
в строжайшем различении между дозволенным и запретным. Эта осмотрительность
касается прежде всего пиши. Из осмотрительности вытекает переход к третьей
стоянке - воздержанности. Воздержанности от всего, что удаляет помыслы
от Истины.
Далее следует стоянка нищеты, как отказа от обладания. Поскольку нищета
и воздержание связаны с неприятными переживаниями, за ними следует стоянка
терпения. Со стоянки терпения путник движется к стоянке упования. Здесь
представление о жизни связывается с единым днем, единым мигом и отбрасывается
всякая забота о завтрашнем дне. Последние две стоянки подводят путника
к концу пути, называемого приятием или покорностью, то есть спокойствием
сердца в отношении предопределения. Личная судьба и вся окружающая действительность
перестают иметь какое-либо значение.
Здесь начинается
последняя стадия совершенствования. т.е. реальное, подлинное бытие. Достигнув
ее, суфий именуется ариф - познавший. Он постигает интуитивно самую суть
Истины.
|